Иван Толстой и Никодим Кондаков — Русские древности в памятниках искусства. Три выпуска.

Иван Толстой и Никодим Кондаков - Русские древности в памятниках искусства. Три выпуска
Год выпуска: 1800-е
Автор: Иван Толстой и Никодим Кондаков
Издательство: С.-Петербург: Типография А. Бенке

Выпуск-1
Историческое образование и развитие древнерусского искусства в снимках с художественных памятников русской древности и старины.

Настоящее издание является одной из наиболее серьезных дореволюционных публикаций археологических материалов, полученных в ходе многолетних раскопок и церковно-археологических исследований в ряде областей России. В нем представлены древнейшие комплексы археологических памятников и памятников изобразительного искусства. Они, хотя и относятся к различным историческим эпохам, этносам и культурам, отличающимся значительным своеобразием, представляют все же единое целое, в котором раскрывается общая преемственность культуры, форм ремесла и искусства, эволюции орнаментов. На основе археологического материала авторы проследили направления движения художественных стилей и предметов, взаимовлияния различных культур. Весь этот многовековой культурный багаж, важными составляющими которого были культура скифов, древних греков, Византии, Персии, готов и других народов, был унаследован культурой восточных славян.
В книге представлен богатый материал по древнегреческой, персидской, арабской, древнерусской нумизматике, по греческому и скифскому ювелирному искусству, выдающиеся памятники которых были обнаружены в скифских курганах и в греческих колониях — Херсонесе, Керчи, Ольвии, Фанагории и других. Множеством памятников проиллюстрировано развитие бытовой культуры и декоративно-прикладного искусства народов северного Причерноморья. Большую долю в издании составляют археологические находки, найденные на территории Крыма, Кавказа и Киева. Книга хорошо иллюстрирована фотографиями и рисунками древних памятников, прорисовками фресок, мозаик и икон, планами раскопанных храмов.
Один из авторов этой книги — Иван Иванович Толстой (1858-1916) — известный российский археолог и нумизмат. В разные годы он являлся вице-президентом Императорской археологической комиссии, секретарем Императорского русского археологического общества, министром просвещения Российской империи.

Выпуск-4
Культурные сокровища Южной России.
Древности России представляют единое целое потому, что в них исторически сложилось народное искусство, которое, связывая разноплеменные формы земледельческого, кочевого, городского и сельского быта, раскрывает перед нами общую непрестанную преемственность. Народное искусство живёт усвоением и переработкой художественного стиля, происхождение которого прослеживается до его источников. Искусство греческих колоний берегов Черного моря распространялось до Kиева, но слилось у варварских народностей южной России с их собственным искусством, идушим из Персии. Кроме торговых сношений с Византией и Персией через Кавказ существовал широкий путь, в собственном смысле народный, по которому формы восточной культуры передвигались сами собою на запад, путь народов из глубины Средней Азии и Сибири на берега Дуная. Наследие многих веков, усвоенное русским народом, стало его художественным преданием и последовательно образовало древнерусское искусство, которое сложилось в оригинальный исторический тип.
Цель многотомного исследования «Русские древности в памятниках искусства» крупнейших русских археологов и искусствоведов Ивана Толстого и Никодима Кондакова состояла в том, чтобы представить историческое образование и развитие древнерусского искусства в точных снимках с художественных памятников русской древности и старины. Очередной, представляемый сегодня выпуск посвящён христианским древностям культурных центров Южной России — Крыма, Кавказа и Киева.

Впуск-6
Культурные сокровища Северной Руси.
Древности Владимиро-Суздальской области, а также городов Новгорода и Пскова имеют не только важное местное значение, но и образуют определённый период в истории русского искусства, не очень продолжительный, но тем более характерный. Для Владимира и Суздаля этот период ограничен второй половиной XII века и первой половиной XIII-го, когда наблюдался быстрый расцвет политического значения, культуры и промышленности этого края. Новгородская область также, причём издревле, раньше Владимира, участвовала в создании основ русского искусства, которые были заложены именно в столетие между 1150 и 1240 годами, в период образования европейских национальных стилей. Однако собственный художественный характер Новгородский край создаёт только в XIII веке, а большинство значительных культурных памятников Новгорода и Пскова относятся к XIV и XV векам.
Вплоть до начала прошлого века древнерусскому искусству ставили в вину его неоригнальность, что оно началось с заимствования византийских образцов, и что якобы у русского народа вообще слабо проявляются художественные интересы. Подобным суждениям в немалой степени способствовала относительная бедность памятниками искусства киевского и владимирского периода, так легко объясняемая монгольским разгромом, который к тому же надолго прервал связи русских с культурными центрами того времени. О поспешности и преждевременности выводов о бедности, маловажности и неоригинальности художественной жизни средневековой Руси позволяет судить предлагаемая работа крупнейших русских археологов и истриков искусства Ивана Толстого и Никодима Кондакова. В этой отлично иллюстрированной книге представлены множество замечательных образцов самобытного русского национального искусства XII-XV веков.

Скачать бесплатно Иван Толстой и Никодим Кондаков — Русские древности в памятниках искусства. Три выпуска можно по ссылке:

741401.zip