Одним из заветных желаний специалистов, посвятивших себя «большой архитектуре», являются проекты небоскребов и музеев, но есть еще один вид типологии, который позволяет вписать имя в историю города, а то и страны — это метрополитен, особенно московский. Ведь, как правило, проектировщиков и художников, создававших станции, знают многие горожане, даже весьма далекие от дизайна и архитектуры.
Текст: Вадим Костырин
Идея, которая легла в основу визуальной концепции станции «Нагатинский Затон» и победила в международном конкурсе, буквально лежала на поверхности. Затон — это заводь, речной залив, а значит, речные обитатели, в основном, рыбы. Конечно, эту идею можно было реализовать по-разному, но архитекторы выбрали большие мозаичные панно, которые комплементарны истории московской подземки и формируют образ станции в контексте выдающихся произведений прошлого. Ярко, но с энциклопедической точностью в огромных мозаиках передан внешний вид рыб — для этого консультировались со специалистами-ихтиологами, сначала от руки, а затем в чертежных программах отрисовывались контуры всех речных обитателей, причем соблюдалось их реальное соотношение по размеру, например, уклейка — маленькая, 2.6 метра, а щука огромная — около пятнадцати. И не только на перронах оформление станции посвящено теме местной ихтиофауны — наземный павильон украшает золотистый чешуйчатый потолок, логически связывающий подземные мозаики и наземный вход. Конструкция состоит из 220 больших изогнутых металлических ламелей, на каждую из них прикрепили одну за другой латунные «чешуйки» 8×14 сантиметров. Всего смонтировали более 26 000 декоративных элементов. Арсения Борисенко, руководителя мастерской za bor, как автора особенно радует, что идеи, заложенные в проект, мало кого оставляют равнодушным: «Люди с интересом изучают станцию, трогают мозаики, ищут значки, ракушки и другие необычные элементы, включенные в них, и постоянно фотографируются с рыбами, активно взаимодействуя с интерьером, — таким образом, получилось создать не просто утилитарный, но и эстетичный и даже интерактивный архитектурный объект».