Когда-то мощные и величественные, эти корабли превратились в разрушенные и ветшающие останки. Теперь они доживают свой век на мелководье, куда их вынесли штормы и ураганы. Некоторые из судов просто тихо идут ко дну, а другие еще продолжают служить людям хотя бы в качестве туристических объектов.
Вот десятка самых больших кораблей, погибших в кораблекрушениях.
Лайнер The Galaxy
Огромный круизный лайнер ветшает и разрушается не где-нибудь на морском побережье, а в джунглях Таиланда. Он стоит на приколе у острова Ко Чанг. В свое время лайнер существовал в качестве роскошного отеля, но сейчас находится в заброшенном состоянии.
Семипалубный корабль был приобретен у флота частным лицом. Есть несколько версий, почему отель закрылся. Одна из них – владелец нарушил закон с лицензией, а другая отсылает к целому ряду происшествий и несчастных случаев с туристами в отеле.
Как бы то ни было, еще в 2012 году The Galaxy принимал гостей, а сейчас в пустынные темные коридоры и обветшалые номера никому не удается проникнуть из-за бдительной охраны.
Авианосец Oriskany
Военный корабль стал самым большим плавучим объектом, превращенным в искусственный риф. Американский авианосец Oriskany (CV-34) типа «Эссекс» постройки 1950 года был затоплен по окончании срока службы в 2006 году.
Громадный корабль длиной более 260 метров и водоизмещением 32 тыс. тонн было непросто затопить. Сначала авианосец отбуксировали к месту затопления в 30 км от берега. Были решены сложные инженерные задачи, включая размещение сотен килограммов взрывчатки в строго запланированных местах.
Сейчас Oriskany стал крупнейшим коралловым рифом и пристанищем рыб и морских обитателей.
Сухогруз «Ибрагим Яким»
Затонувшее в Черном море судно находится примерно в километре от западного побережья Крыма. Сейчас это место для дайвинга, подобраться к которому туристы могут только на лодке. Крушение сухогруза произошло в 2010 году, когда «Ибрагим Яким» под флагом Камбоджи следовал из порта Николаев к берегам Турции.
Сильный шторм застал экипаж недалеко от мыса Тарханкут, и корабль вместе со своим грузом в 5,5 тонны, получив пробоину, начал тонуть. Вместе с грузом оказались затоплены около 2 тонн смазочных материалов и 40 тонн горючего. Последствия разлива нефтепродуктов были устранены, но сам «Ибрагим Яким» поднимать не стали – владелец судна счел это нерентабельным.
Сухогруз Surov
В 2018 году сухогруз Surov шел из Турции в порт «Кавказ». Ночью из-за очень сильного ветра он сел на мель недалеко от мыса Железный Рог у полуострова Тамань. В море бушевали мощные волны, и предупреждение об экстремальных порывах ветра на Кубани МЧС выпустило еще за день до этого.
На борту находилось 11 членов экипажа. После запроса капитана из Новороссийского порта на помощь сухогрузу вышел буксир, экипаж был эвакуирован.
Сейчас судно постепенно разрушается штормами. Надводная часть его демонтирована, а днище еще находится на плаву, пока не затонет окончательно.
Лайнер SS American Star
Величественный океанский лайнер был спущен на воду в 1940 году. Во время войны он работал как транспортный военный перевозчик. А в 1993 году корабль был продан и готовился отправиться на Таиланд, чтобы стать уникальным пятизвездочным отелем в экзотическом Пхукете.
Но когда судно отправилось в путь из Греции через Атлантику, разыгралась сильная буря, и с оборванным буксировочным тросом American Star сел на мель на Канарских островах. Экипаж чудом избежал гибели на спасательном вертолете.
Сильные волны разломали корабль надвое, и корма пошла ко дну, поэтому спасать «Американскую звезду» стало незачем. Сейчас судно развалилось и почти затонуло под натиском океана.
Круизный лайнер World Discoverer
Корабль «Первооткрыватель мира» построили специально для круизов в полярные области. Он был способен проходить узкие места среди островков, а его крепкий корпус имел защиту от небольших повреждений.
И все же в 2000 году корабль потерпел крушение, натолкнувшись на риф около Соломоновых островов. Правый борт был пробит, поэтому капитан принял решение выбросить судно на мель для спасения жизни людей. Туристов и моряков эвакуировали, но сам корабль было уже не спасти. В настоящее время World Discoverer – всего лишь популярный туристический объект.
Круизный лайнер Mediterranean Sky
Пассажирский лайнер построен в 1953 году, первоначально он назывался City of York, но в 1971 году был продан и переименован в «Средиземноморское небо». В последний раз судно вышло в море в 1996 году, а затем его поставили на прикол в заливе Элевсин в Греции из-за финансовых трудностей у владельца.
Постепенно «Небо» начало крениться на бок и заполняться водой. Чтобы судно не затонуло окончательно, в 2002 году заброшенный корабль отбуксировали на мелководье. Постепенно корабль перевернулся и к январю 2003 года почти затонул, причем полузатопленные обломки все еще видны на водной поверхности.
Авианосец Clemenceau (R98)
Французский «Клемансо» был шестым авианосцем французских ВМС, построенным в 1961 году и списанным в 1997 году. В целом боевой корабль копировал американские авианосцы, но в уменьшенном масштабе.
Clemenceau прошел славный боевой путь, участвуя во множестве военных операций Франции. Но после 40 лет службы его списали и в 2005 году отправили в Индию для переработки на металлолом.
Однако приключения авианосца на этом не закончились. Судебные власти Индии вынесли запрет на доступ к кораблю из-за токсичных отходов. Затем его захватили ВМС Египта, и он попал в Африку через Суэцкий канал. Спустя пять лет Clemenceau вновь вернулся в родную Францию, где его демонтировали, завершив разборку в 2010 году.
Баржа MV Captayannis
Греческое судно «Каптаянис», построенное в 1946 году, предназначалось для перевозки сахара-сырца. В январе 1974 года баржа должна была доставить груз в док Гринока в Шотландии. Но при заходе в док Captayannis налетел на танкер, чьи мощные якорные цепи сделали пробоину в его борту ниже ватерлинии, и вода начала поступать в трюм.
Капитан баржи поспешил выбросить корабль на песчаную отмель, чтобы он окончательно не затонул, где Captayannis крепко сел на мель. На помощь морякам прибыли лоцманские катера и буксиры, экипаж был успешно эвакуирован.
На следующее утро Captayannis перевернулся на бок и остался лежать в таком положении. Сейчас корабль стал домом для морских обитателей и птиц.
Корабль La Family Express
Судно первоначально носило имя «Форт Шевченко» и, начиная с 1953 года, работало в Советском Союзе, обслуживая нефтяные вышки и отдаленные морские скважины. В 1992 году корабль был списан и продан компании Панамы, где его переименовали в La Family Express, и он трудился на перевозках сыпучих пород.
Во время урагана «Фрэнсис», который случился в Карибском бассейне в 2004 году, «Ла Фамили» прочно застрял на мелководье недалеко островов Теркс и Кайкос. Судно с тех пор стоит вблизи от берега, но доплыть до него можно на лодке или водном мотоцикле. Сейчас это популярное место для посещений туристов.