Речь о похожем на реновацию комплексном развитии жилых территорий. Для большинства российских городов в правилах переселения по КРТ ничего не меняется. Исключение сделано лишь для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
Госдума приняла в третьем чтении один из законов о комплексном развитии территории, уточняющий некоторые особенности КРТ. По сравнению с принятым во втором чтении в нем ничего не изменилось. Часть положений закона по-прежнему касаются градостроительный особенностей такого строительства и вносят поправки в Градостроительный кодекс. Другая часть связана с переселением россиян по КРТ и вносит изменение в Жилищный кодекс.
Вместе с экспертом рассказываем, что это значит для жителей.
Что меняется для жителей федеральных городов
Принятое изменение в Жилищный кодекс уточняет подход к переселению при КРТ лишь в городах федерального значения, которых в России три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Для всех остальных регионов в плане переселения ничего не меняется.
Речь о ситуации, когда комплексное развитие территории ведется там, где уже располагается жилье— лишь в этом случае встает вопрос о переселении россиян. Поэтому масштаб переселения зависит от количества таких проектов КРТ.
В Москве, например, сейчас есть лишь один проект КРТ жилья (реновация, по которой происходит масштабное переселение— это не КРТ, а другая программа, чисто столичная), уточняет основатель и руководитель юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев. Все остальное КРТ в Москве ведется на изначально нежилых территориях— в бывших промзонах и пр. Однако в других регионах комплексное развитие именно жилых территорий широко представлено, говорит эксперт.
В Москве проблему переселения граждан уже решали— в рамках столичной программы реновации. Тогда столичным законом была принята норма осуществлять переселение преимущественно в пределах района, что для жителей удобно: не меняется привычная им среда жизни.
Похожую норму для крупных городов можно былобы закрепить и для КРТ— сразу на федеральном уровне. Но есть проблема. «В Санкт-Петербурге, например, внутримуниципальное деление иное— локаций больше, но они мельче московских. Нужного для расселения количества жилья на них может и не оказаться. К томуже почти весь центр города попадает в зону исторического поселения, где застройка ограничена»,— говорит Кучембаев.
Учитывая разнородность ситуаций, в рамках федерального закона не стали конкретизировать места переселения по КРТ, а отдали этот вопрос на откуп местных властей трех федеральных городов. Новый закон дополняет ст. 32.1 Жилищного кодекса, в которой идет речь о жилищных правах граждан при КРТ, следующим положением: «Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации— города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя могут быть предусмотрены требования к местоположению многоквартирного дома, в котором собственнику предоставляется жилое помещение».
Опасения есть и у некоторых депутатов. Они переживают, не окажутсяли жители центральных районов городов на окраинных территориях или даже за их пределами. Такие мысли во время третьего чтения закона высказали председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская и депутат от КПРФ Сергей Обухов. Оправданыли их переживания, покажет лишь время.
К началу 2025 года в Москве насчитывалось 302 проекта комплексного развития территорий, сообщал мэр столицы Сергей Собянин. При этом речь шла не о локациях, ранее застроенных жильем. Программа охватила около 4,2 тыс. га бывших промзон, незастроенных и неэффективно используемых участков, пояснял глава Москвы.