Структура арендаторов столичных торговых объектов, вышедших на рынок с 2023 года, значительно трансформировалась: fashion арендаторов сменят фитнес-клубы и кафе
В торговых центрах Москвы, открытых в 2023-2025 гг., основной категорией арендаторов являются «спортивные пространства», на них приходится 21% от всех помещений. В то время как в торговых объектах, открытых до 2023 года, ключевым игроком былиfashion-арендаторы, занимающее больше четверти всех площадей. Такие данные предоставили «РБК-Недвижимости» аналитики консалтинговой компании IBC Real Estate. В мониторинг вошли 17 торговых объектов, открывшихся после 2023 года.
Почему меняется наполнение новых ТЦ
Структура арендаторов торговых объектов, вышедших на рынок с 2023 года, значительно трансформировалась, потому что изменились сами ТЦ, отмечают консультанты. Так, в течение последних 10 лет в Москве наблюдалось сокращение средней площади торговых объектов. По данным IBC Real Estate, если в 2000-2014 гг. этот показатель находился на уровне 33,7 тыс. кв. м, то в 2015-2024 он снизился до 25,1 тыс. кв. м.
Аналитики связывают такую трансформацию с двумя ключевыми факторами. Во-первых— с ростом спроса на ТЦ в пешей доступности от дома и метро, что обусловлено активным развитием децентрализированных районов, строительством новых ЖК и улучшением городской инфраструктуры в целом. Так, 15 из 17 открывшихся объектов, вошедших в мониторинг IBC Real Estate, находятся за пределами ТТК.
Во-вторых— в последние годы строительство крупных торговых объектов осложняется высокой стоимостью строительства, а также все большим проникновением онлайн-шопинга в повседневную жизнь.
Фото: Deman / Shutterstock / FOTODOM
В связи с трансформацией потребительского поведения изменилась как структура новых торговых объектов, так и состав арендаторов. «Сегмент розничной торговли переживает структурные изменения. Все чаще торговые центры и их арендаторы переходят с фиксированных ставок аренды на процент от товарооборота. В связи с этим повышается необходимость в увеличении трафика посетителей в ТЦ»,— пояснила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. «Для привлечения современного потребителя важными условиями становятся разнообразный tenant-mix, а также креативные решения, внедряемые как собственниками объектов, так и арендаторами»,— добавила она.
Fashion и кино не идут в новые ТЦ
Согласно исследованию, если в торговых объектах, открытых до 2023 года,fashion-ретейлеры («одежда и обувь») остаются основной категорией арендаторов и составляют 26% от общего объема занятых площадей, то в открытых за последние три года ТЦ доля таких арендаторов на 10 п. п. ниже— 16%. Такую тенденцию аналитики связывают с уходом с российского рынка зарубежных брендов, снижением трафика и развитием онлайн-торговли.
Структура арендаторов в новых ТЦ Москвы(Фото: IBC Real Estate)
- Основной категорией арендаторов в новых ТЦ являются игроки категории «спортивные пространства»— они занимают около 20% площадей. Для сравнения, в классических ТЦ их доля в пять раз ниже— всего 4%. Популярность спортивных арендаторов эксперты объясняют трендом на здоровый образ жизни и как следствие ростом числафитнес-клубов в торговых центрах. Причем новые точки спортивных пространств зачастую открываются на месте бывших кинозалов в капитально отремонтированных советских кинотеатрах, отметили аналитики.
Фото: Natalya_Maisheva / Shutterstock / FOTODOM
- Еще одно отличие наполнения новых ТЦ— это высокая доля кафе и ресторанов. По оценкам аналитиков, на них приходится 15% от всех площадей, в то время как в объектах, открытыхдо 2023 года, их только 7%. Такую тенденцию эксперты объясняют изменением потребительских привычек— все большее число горожан предпочитают питаться вне дома. Причем заведения общественного питания чаще начали располагаться на первых этажах, в местах наиболее активного трафика, а не на более высоких, как в классических ТЦ.
- Что касается кинотеатров, то в новых ТЦ, открытых с 2023 года, не открылось ни одного. В классических торговых объектах доля кинотеатров составляет 7%. «При этом еще несколько лет назад кинотеатры были одной из ключевых точек притяжения трафика в ТЦ. Но развитие стриминговых сервисов, санкционные ограничения стали причинами для постепенного сокращения в ТЦ числа кинотеатров»,— пояснили эксперты.