Содержание
Рассказываем, что такое бриф для дизайнера, зачем он нужен, как его составить и каких ошибок при этом стоит избегать. Приводим примеры вопросов, которые можно взять за образец.
Что такое бриф в графическом дизайне
Бриф по графическому дизайну — это анкета с вопросами о будущем проекте, на которые необходимо ответить заказчику. Например, если речь идёт о разработке логотипа, то в анкете указываются название бренда, предпочтительные стили, ассоциации, которые он должен вызывать, и другая информация.
Цель брифа — выяснить, чего на самом деле хочет клиент. Возьмём для примера ситуацию, когда заказчик приходит к графическому дизайнеру с задачей создать листовку. Но в процессе составления брифа оказывается, что так он хочет решить проблему низких продаж — раздавать листовки у метро. В ходе разговора с заказчиком выяснится, что такой формат уже показал себя не очень эффективно. В результате дизайнер предложит сделать несколько баннеров для соцсетей и привлекать аудиторию через них. То есть в процессе брифовки может измениться как сама первоначальная задача, так и способ её решения.
Создание брифа помогает графическому дизайнеру решить несколько задач:
- Определение цели дизайн-проекта. Это помогает специалисту понять, для чего заказчику нужен, к примеру, логотип и какую задачу с его помощью он хочет решить.
- Выбор способа реализации. В зависимости от того, что указано в брифе, дизайнер может подобрать стиль проекта — например, строгий или дружелюбный, современный или ретро, элегантный или дерзкий.
- Понимание формата работы. В процессе брифовки можно выяснить, готов ли клиент прислушиваться к мнению профессионала или просто ищет исполнителя для реализации своей задумки.
- Аргумент в спорах. При возникновении спорных ситуаций, когда заказчик отказывается принимать работу, потому что она не соответствует его ожиданиям, данные из брифа позволят дизайнеру обосновать дизайн-проект.
Таким образом, заполненный бриф позволяет графическому дизайнеру понять, чего хочет заказчик и стоит ли в принципе браться за эту работу.
Для получения информации дизайнер может просто отправить заказчику анкету, но лучше организовать созвон или личную встречу. Часто, отвечая на вопросы письменно, люди стараются формулировать свои мысли кратко и красиво, а в процессе разговора можно получить неотфильтрованные данные, что поможет глубже понять клиента и его задачу. Информацию, полученную в ходе встречи, дизайнер потом самостоятельно собирает в бриф и отправляет заказчику на согласование.
В отличие от технического задания, которое включает конкретные параметры будущего проекта, в брифе на разработку графдизайна указываются пожелания заказчика, которые могут быть не до конца сформулированы. При этом часть информации из брифа потом отражается в ТЗ, но более детально. В идеале бриф, как и ТЗ, подписывается заказчиком и исполнителем в качестве приложения к договору. Или, как минимум, клиент должен письменно подтвердить по почте или в мессенджерах, что принимает документ.
Понять, как обсуждать с заказчиками детали дизайн-проекта, поможет курс «Графический дизайнер». Обучение позволит освоить Figma, Photoshop, Illustrator и другие инструменты, а также составить портфолио из восьми работ.
Освойте профессию графического дизайнера за 9 месяцев
Сделаете 8 проектов для портфолио, освоите Adobe Illustrator и Figma, научитесь делать простые анимации и сможете брать заказы сразу после курса.Начать учиться бесплатно
Структура брифа
Структуру брифа для графического дизайнера каждый специалист подстраивает под себя исходя из того, как он работает и какие вопросы для него главные. Например, одни просят заказчика указать цвета будущего логотипа, а другие считают, что подбор цветовой гаммы — задача профессионала, и спрашивают только о настроении, которое он должен передавать.
Приведём пример шаблона структуры, который можно взять для создания собственного брифа.
- Контакты. Этот раздел необходим, особенно если у графического дизайнера много заказчиков. Имя, телефон, адрес электронной почты или другие способы связи, указанные в брифе, помогут быстро найти нужный контакт.
- Задача. Здесь указывается, что именно требуется сделать дизайнеру — например, создать логотип, фирменный стиль или иллюстрации.
- Содержание задачи. Этот блок в структуре брифа зависит от самой задачи. К примеру, если речь о логотипе, нужно добавить название компании, при необходимости на разных языках, описать её ценности и слоган, если он есть.
- Целевая аудитория. Заказчик должен предоставить результаты анализа потребителей, чтобы специалист понимал, для кого он делает дизайн-проект. То есть кто увидит работу, сколько лет этим людям, чем они занимаются и увлекаются, какие у них предпочтения.
- Конкуренты. Эта информация в брифе нужна, чтобы понять, в какой среде будет существовать продукт. В идеале эти данные также должен предоставить заказчик, но иногда их нет — например, когда клиент не хочет углубляться в детали и ему нужен логотип, просто чтобы продавать свой товар. В этом случае дизайнеру придётся изучать конкурентов самостоятельно, потому что без этого невозможно создание эффективного графдизайна.
- Референсы. Это примеры работ, которые нравятся заказчику и вдохновляют его. Кроме того, можно попросить его добавить варианты, которые он считает неудачными.
Алевтина Гринмирис, ревьюер курсов Яндекс Практикума, графический дизайнер
Иногда клиенты ленятся подбирать примеры, поэтому дизайнеру стоит самостоятельно подготовить мудборд. Это позволит понять, что представления о будущем дизайн-проекте у обеих сторон одинаковые. В идеальном мире о специалисте говорит портфолио, в котором угадывается его стиль, и, обращаясь к нему, заказчик понимает, чего ожидать. Но если «почерк» ещё не сформирован, лучше заранее согласовать референсы вместе с брифом, чтобы избежать переделок и правок.
- Формальности. Сюда входит информация, которую важно обговорить до начала работы для того, чтобы обе стороны понимали процесс. Это формат, в котором передаётся дизайн-проект, этапы и сроки работы и оплаты.
- Дисклеймер. Это важный блок, который позволяет обезопасить графического дизайнера и исключить недопонимания. Здесь указывается, что бриф — основание для разработки дизайн-проекта, его подписывают обе стороны. Также в дисклеймере обозначается количество вариантов графдизайна и объём правок, допустимых в рамках бюджета.
Примеры вопросов для брифа
Рассмотрим примеры вопросов, которые можно указать в брифе на разработку дизайна.
Для разных дизайн-проектов лучше составлять отдельные брифы, чтобы они получились детальными. К примеру, в случае редизайна стоит добавить вопрос о причинах изменений
Ошибки при составлении брифа
Разберём ошибки, которых стоит избегать при разработке брифа на дизайн.
- Низкая информативность. Объём брифа не так важен, как информация, которую получает из него дизайнер. К примеру, вопросы могут занимать одну страницу, но предполагать развёрнутые ответы. Если же специалист невнимательно отнёсся к составлению документа и данные, которые указал заказчик, не дают представления о задаче и ожидаемом результате, нужно быть готовым к большому количеству правок.
- Отказ от ответственности. Задавая в брифе вопросы о конкретных цветах и шрифтах, которые нужно использовать для создания дизайн-проекта, специалист перекладывает ответственность на заказчика. Поиск решения — это задача профессионала, а если клиент сделает это за него, он фактически «нарисует» картинку у себя в голове. В этом случае графическому дизайнеру придётся угадывать этот образ, и на это может уйти не одна итерация правок. Лучше спрашивать о том, какие эмоции и атмосферу должен передавать дизайн-проект. Так заказчик не представит себе готовую картинку заранее, и специалисту будет проще согласовать итоговую работу.
- Слишком широкие вопросы. Не стоит задавать в брифе абстрактные вопросы, чтобы клиенту приходилось угадывать, что именно нужно написать. Лучше конкретизировать запрос и упростить ответ на него.
Например, для изучения целевой аудитории можно предложить заказчику выбор из нескольких вариантов
Совет эксперта
Алевтина Гринмирис
Как показывает опыт, чем больше вопросов задаёт дизайнер в брифе, тем меньше правок он получает к дизайн-проекту. Если ответы на вопросы неинформативны, нужно задавать дополнительные или назначать созвоны. При этом иногда приходится подстраиваться под заказчика. Например, если у него нет времени на созвон, я прошу записать голосовые сообщения — даже они дают больше информации, чем просто заполненная анкета.