Содержание
Интерактивные прототипы помогают проверять идеи до начала разработки. Рассказываем, как создавать и использовать их в дизайне цифровых продуктов.
Что такое интерактивные прототипы
Интерактивный прототип — это модель цифрового продукта, которая имитирует поведение будущего интерфейса. В отличие от обычных схем или изображений, такой прототип позволяет взаимодействовать с элементами: нажимать кнопки, переходить между экранами, вводить данные. Он показывает, как будет выглядеть продукт и как он будет работать.
Зачем они нужны в дизайне и разработке
Интерактивные прототипы помогают на ранней стадии найти слабые места в пользовательских сценариях и избежать дорогостоящих ошибок в дальнейшем. С их помощью можно протестировать логику интерфейса и убедиться, что пользователь не заблудится, что каждый шаг понятен и обоснован.
Александр Старинский, преподаватель и ревьюер курса «Дизайнер интерфейсов» в Яндекс Практикуме
Прототип должен помогать находить проблемы, недоработки, тупики, лишние шаги и прочий «мусор» в пользовательских сценариях. Это особенно важно, когда кажется, что на бумаге всё работает идеально, но при первом клике обнаруживаются логические провалы.
Кроме того, интерактивные прототипы — это способ экономии ресурсов. Дешевле и быстрее собрать кликабельный прототип, проверить его и только потом писать код, чем сначала напрограммировать, а затем обнаружить недостатки.
Александр Старинский
Ещё один важный аспект: кликабельные прототипы облегчают коммуникацию. У всех есть общее понимание того, что в итоге должно получиться, как это работает и выглядит. Нет расхождений между ожиданиями дизайнеров, разработчиков и заказчиков.
Научиться создавать интерактивные прототипы сайтов и приложений, освоить необходимые для этого инструменты можно на курсе «Веб-дизайнер». Программа составлена таким образом, что получить эту профессию можно с нуля, без дизайнерского бэкграунда. За время учёбы студенты создают проекты для портфолио, а в конце получают помощь с трудоустройством.
Станьте веб-дизайнером с нуля за 9 месяцев
Освоите Figma, Adobe Photoshop и Tilda, сделаете 6 проектов для портфолио и найдете первых заказчиков сразу после курса.Начать учиться бесплатно
Отличия интерактивных прототипов от статичных
Главное отличие — возможность имитировать взаимодействие. Статичный прототип — это просто изображение интерфейса. Интерактивный же позволяет «побродить» по экранам и понажимать кнопки.
Александр Старинский
Интерактив требует больше времени и сил на создание. Это не просто «протянуть стрелки между экранами»: чтобы прототип действительно работал, нужно продумать состояния, триггеры, анимацию и взаимодействия. Без этого пользователь получит лишь «калейдоскоп экранов», а не логичную цепочку действий.
Кроме того, только интерактивный прототип позволяет собрать осмысленную обратную связь. Если просто показать статичный экран, максимум, какой фидбэк можно получить, — это «давайте сделаем кнопку синей». А интерактивный прототип позволяет действительно проверить, как пользователь двигается по сценарию и насколько удобно ему это делать.
Характеристика | Статичный прототип | Интерактивный прототип |
---|---|---|
Взаимодействие | Отсутствует | Есть клики, переходы, действия |
Визуальная динамика | Статичное изображение | Анимация, состояния элементов |
Для чего подходит | Демонстрация внешнего вида | Тестирование сценариев и UX |
Время на создание | Меньше | Больше |
Обратная связь от пользователей | Поверхностная | Поведенческая и глубокая |
Используется на этапе | Первичный дизайн, согласование UI | Подготовка к разработке, UX‑тестирование |
Где применяются интерактивные прототипы
Интерактивные прототипы используются в разработке мобильных приложений, сайтов, сервисов и любых цифровых продуктов, где важен пользовательский опыт. Разберём на примерах, в каких случаях они нужны.
● Разработка веб-сайтов и мобильных приложений. Одно из самых очевидных применений. Прототип помогает представить, как пользователь будет перемещаться по экрану, что произойдёт при нажатии на кнопку, как работает форма или корзина покупок.
● UX-тестирование и исследование поведения пользователей. Прототипы позволяют быстро и дёшево проверить гипотезы: понять, удобно ли пользователю выполнить нужное действие, не теряется ли он в интерфейсе, на каком шаге возникает затруднение.
● Демонстрация концепции заказчику или инвесторам. Интерактивный прототип помогает показать, как приложение будет работать. Это эффективнее, чем объяснение на словах или через статичные макеты.
● Согласования внутри команды. Интерактивные прототипы дают общее представление о будущем продукте. Так риски недопонимания между дизайнерами, разработчиками и менеджерами ниже.
Интерактивные прототипы можно делать для разных цифровых продуктов: сайтов, приложений, игр и др. Источник
Этапы создания интерактивного прототипа
Этапы могут меняться в зависимости от продукта. Но обычно создание интерактивного прототипа состоит из пяти шагов:
1. Исследование и проектирование. На этом этапе нужно определить цели продукта, задачи пользователей, создать сценарии, нарисовать первые макеты. Спроектировать интерфейс с учётом задач и контекста.
2. Формулирование цели прототипа. Очень важно заранее понять, что именно будет тестироваться. От этого будет зависеть набор элементов и глубина их проработки.
3. Создание MVP прототипа. На основе макетов нужно собрать минимальный кликабельный прототип — с экранами, переходами и основными действиями. Затем можно собрать первую обратную связь.
4. Уточнение интерактива. На этом этапе — добавить состояния элементов, анимацию, сложные переходы. Нужно приблизить макет к статусу «как в жизни».
5. Тестирование и итерации. После доработки макета можно отправлять его на полноценные пользовательские тесты. Собрать обратную связь, внести правки — и так по кругу. До тех пор, пока всё не начнёт работать так, как надо.
Инструменты для создания интерактивных прототипов
Существует много инструментов, с помощью которых можно создавать интерактивные прототипы. Вот самые популярные из них:
● Figma. Один из самых востребованных инструментов на рынке. Позволяет создавать как статичные макеты, так и интерактивные прототипы прямо в браузере. Можно собрать интерфейс с условными переходами, сменой экранов в зависимости от действий — и это всё внутри одного файла.
● Adobe XD. Инструмент от Adobe, который рассчитан на проектирование и прототипирование. У него простой и интуитивно понятный интерфейс.
● Sketch. Популярный среди дизайнеров macOS-инструмент. Сам по себе больше подходит для дизайна, но с помощью плагинов можно создавать и интерактивные прототипы.
● Pixso. Китайский аналог Figma с очень похожим интерфейсом.
● ProtoPie. Инструмент для продвинутого прототипирования. Позволяет моделировать сложные взаимодействия и поведение элементов.
Совет эксперта
Александр Старинский
Чётко определяйте цель своего прототипа. Перед созданием решите, что именно вы хотите проверить: это не соревнование уровня «у кого больше экранов открывается». Всё равно победит тот, кто сосредоточился на проверке одной конкретной ветки сценария, другой ветки, третьей — и выдал работающий продукт. А не тот, кто собрал комбайн, который «прямо как в жизни», и проверяет «вообще всё одновременно». Главное — не бояться итераций: прототипирование — процесс циклический, а не одноразовое «сделал и забыл».