Полный гайд по растровой и векторной графике

от admin

Разбираемся в видах и сферах применения графики: что такое растровые и векторные изображения, в чем их отличия, какие форматы и редакторы используются для каждого вида.

Основные типы графики

Существует четыре типа компьютерной графики:

  1. Растровая графика. Состоит из пикселей — мелких цветных квадратов, которые вместе формируют картинку: фотографии, скриншоты, рисунки, сделанные в Photoshop или Procreate.
  2. Векторная графика. Построена из линий, точек и фигур, описанных математическими формулами. Сюда относятся логотипы, иконки, иллюстрации, созданные в Figma, Adobe Illustrator или CorelDRAW.
  3. Фрактальная графика. Менее распространённый тип графики, базируется на математических формулах, которые создают повторяющиеся узоры. Примеры: калейдоскоп, папоротник или снежинка.
  4. 3D-графика. Создаётся в трёхмерном пространстве и содержит объём, глубину и текстуры. Используется в играх, анимации, архитектуре, дизайне продуктов.

Изучить базу и получить навыки работы с графикой можно на курсе «Графический дизайнер». Занятия помогут освоить актуальные инструменты, изучить принципы композиции и типографики, а также создать первые проекты для портфолио.

Полный гайд по растровой и векторной графике

Полный гайд по растровой и векторной графике

Освойте профессию графического дизайнера за 9 месяцев
Сделаете 8 проектов для портфолио, освоите Adobe Illustrator и Figma, научитесь делать простые анимации и сможете брать заказы сразу после курса.Начать учиться бесплатно

Поговорим подробнее про два типа графики, которые люди встречают чаще всего, — растровую и векторную.

Растровая графика

Определение и принцип работы

Растровая графика представляет собой большое количество микроскопических точек — пикселей. У каждой из них свой цвет. При увеличении картинки становятся заметны эти пиксели — это называют «пикселизацией» изображения.

Характеристики векторных изображений

К ключевым характеристикам векторной графики можно отнести следующее:

  • Основа — математические формулы. Векторное изображение создаётся из точек, линий, кривых и фигур, описанных математически. Это не пиксели, как в растровых форматах, а объекты с координатами, цветом и толщиной.
  • Масштабируемость без потерь. Эта характеристика — главное преимущество векторной графики перед растровой. Вектор можно увеличивать и уменьшать без потери качества — картинка всегда останется чёткой.
  • Небольшой вес файлов. Вектор хранит только данные о формах и цветах, а не каждый пиксель, поэтому размер файла часто меньше, чем у растровой графики.
  • Лёгкое редактирование. Эта характеристика позволяет легко изменить цвет, форму и размеры отдельных элементов векторной картинки. Это особенно удобно для логотипов, иконок, инфографики.
  • Поддержка прозрачности и слоёв. Многие векторные форматы позволяют сохранять прозрачные фоны и структуру слоёв, что удобно для дизайна и вёрстки.
  • Не подходит для сложных фотореалистичных изображений. Вектор не подходит для передачи текстур, теней, света и градиентов в таком виде, как растровая графика. Хотя современные редакторы могут добавлять эффекты, это не основное предназначение вектора.

Полный гайд по растровой и векторной графике

Термин «растр» чаще используется в контексте печатной продукции — это точки, которые принтер оставляет на бумаге. В цифровой среде дизайнеры чаще говорят именно о пикселях

Форматы файлов

Векторные изображения поддерживают пять форматов:

  1. SVG. Интернет-стандарт, поддерживается браузерами, масштабируется, читается как текст XML.
  2. AI. Формат Adobe Illustrator с поддержкой слоёв и эффектов.
  3. EPS. Универсальный векторный формат, поддерживается многими программами.
  4. PDF. Может содержать как вектор, так и растр, часто используется в полиграфии.
  5. CDR. Формат CorelDRAW.

Векторная графика

Определение и принцип работы

Векторная графика строится не из пикселей, как растровая, а из математических формул: опорных точек, линий и кривых — векторов. Она масштабируется без потери качества, потому что изображение пересчитывается каждый раз при отображении.

Характеристики векторных изображений

К ключевым характеристикам векторной графики можно отнести следующее:

  • Основа — математические формулы. Векторное изображение создаётся из точек, линий, кривых и фигур, описанных математически. Это не пиксели, как в растровых форматах, а объекты с координатами, цветом и толщиной.
  • Масштабируемость без потерь. Эта характеристика — главное преимущество векторной графики перед растровой. Вектор можно увеличивать и уменьшать без потери качества — картинка всегда останется чёткой.
  • Небольшой вес файлов. Вектор хранит только данные о формах и цветах, а не каждый пиксель, поэтому размер файла часто меньше, чем у растровой графики.
  • Лёгкое редактирование. Эта характеристика позволяет легко изменить цвет, форму и размеры отдельных элементов векторной картинки. Это особенно удобно для логотипов, иконок, инфографики.
  • Поддержка прозрачности и слоёв. Многие векторные форматы позволяют сохранять прозрачные фоны и структуру слоёв, что удобно для дизайна и вёрстки.
  • Не подходит для сложных фотореалистичных изображений. Вектор не подходит для передачи текстур, теней, света и градиентов в таком виде, как растровая графика. Хотя современные редакторы могут добавлять эффекты, это не основное предназначение вектора.

Полный гайд по растровой и векторной графике

Векторная графика не имеет фиксированного разрешения

Форматы файлов

Векторные изображения поддерживают пять форматов:

  1. SVG. Интернет-стандарт, поддерживается браузерами, масштабируется, читается как текст XML.
  2. AI. Формат Adobe Illustrator с поддержкой слоёв и эффектов.
  3. EPS. Универсальный векторный формат, поддерживается многими программами.
  4. PDF. Может содержать как вектор, так и растр, часто используется в полиграфии.
  5. CDR. Формат CorelDRAW.

Сравнение растровой и векторной графики

Рассмотрим различия растровой и векторной компьютерной графики.

Параметр

Растровая графика

Векторная графика

Структура Пиксели Формулы, линии и кривые
Масштабирование Теряется качество Без потерь
Размер файла Часто больше Обычно меньше
Сферы применения Фото, живопись, текстуры Логотипы, схемы, иконки
Форматы JPG, PNG, GIF SVG, AI, EPS

Где применяется растровая графика

Рассмотрим сферы, где используется растровая графика.

  • Фотография. Все цифровые фотоснимки — это растр. Камеры, в том числе встроенные в смартфоны, сохраняют их в JPEG, PNG или RAW.
  • Цифровая живопись и рисунок. Иллюстраторы создают растровые изображения в Procreate или Photoshop.
  • Веб-дизайн и интерфейсы. Картинки, баннеры, фоны чаще всего хранятся в интерфейсах в формате JPEG или PNG. Также растровая графика используется в качестве элементов UI с текстурами или эффектами.
  • Полиграфия. Плакаты, журналы, буклеты содержат растровые изображения, например фото или фоны. В полиграфии часто применяются форматы TIFF и JPEG с высоким разрешением.
  • Игры. Растр подходит для фонов и текстур объектов, особенно в 2D-играх и пиксель-арте.
  • Видео и кино. По сути, кадры видео — это последовательность растровых изображений. Они также применяются в композитинге и монтаже.
  • Образование и наука. Фото с микроскопов, аэрофотосъёмка, рентгеновские снимки — всё это растр. Также он встречается в качестве иллюстраций в учебниках и при визуализации данных (например, тепловые карты или сканы).
Читать:
Фиксируем результаты UX‑тестирования интерфейса на бегу

Полный гайд по растровой и векторной графике

На главной странице Яндекса растровые изображения — это рекламный баннер и фотографии товаров

Где применяется векторная графика

Разберём основные сферы, где применяется векторная графика.

  • Фирменный стиль. Логотипы создаются в векторе, который можно масштабировать для визитки и баннера, не теряя качество. Также он используется в брендинге, маркетинге и рекламе.
  • UI/UX. Векторные иконки и кнопки широко применяются в приложениях и на сайтах. При этом SVG является стандартом в веб-дизайне: легко масштабируется, быстро загружается, поддерживается CSS-анимацией.
  • Иллюстрации и инфографика. Чёткие, чистые линии и формы делают вектор подходящим вариантом для технических и научных картинок, инфографики, диаграмм. Также часто используется в презентациях, отчётах, образовательных материалах.
  • Полиграфия и печать. Вектор используют в макетах визиток, листовок, упаковки, поскольку он сохраняет качество при высоком разрешении.
  • Шелкография, вышивка, сувенирная продукция. Векторная графика применяется для создания макетов, которые будут напечатаны на футболках, кружках или бейджах. Вектор легко адаптировать под плоттерную резку и другие технологии.
  • Чертежи, схемы, карты. Вектор применяется в CAD-системах, например в AutoCAD, для создания архитектурных и инженерных проектов. Также полезен в создании карт, планов помещений, маршрутных схем.
  • Мультфильмы. В 2D-анимации персонажи и сцены часто создаются как векторные объекты.
  • Игровая графика (2D). Иконки, интерфейс, объекты и фоны для казуальных и мобильных игр бывают в векторе. Этот вариант выбирают, потому что вектор удобно использовать для адаптации под разные разрешения экрана.

Полный гайд по растровой и векторной графике

На главной странице Яндекса векторные изображения — это все иконки. Логотипы продавцов товаров также изначально созданы в векторе

Преобразование между растровой и векторной графикой

Векторное изображение всегда можно перевести в растровое — это прямой и понятный процесс. Такая конвертация означает, что графика теряет математическое описание и превращается в «картинку из пикселей». Подобное преобразование поддерживают практически все графические редакторы и даже PowerPoint, который, например, может экспортировать SVG в JPEG.

А вот обратное направление — из растровой графики в векторную — намного сложнее. Такой процесс называется векторизацией, или трассировкой, и не всегда даёт приемлемый результат.

Существует множество автоматических инструментов трассировки: в Adobe Illustrator, через плагины для Figma, онлайн-сервисы, например Vectorizer или Autotracer. Но они хорошо работают только с простыми изображениями: контурными иконками, логотипами, рисунками с чёткими границами и ограниченной палитрой.

А вот фотографии, сложные текстуры, тени и градиенты практически невозможно точно перевести в вектор: даже если алгоритм сработает, результат придётся тщательно дорабатывать вручную или вовсе отказаться от затеи. Векторизация — это не волшебная кнопка, а совокупность условий и ручного труда. Большинство изображений либо не имеют смысла в векторной графике, либо требуют слишком много усилий на перевод. В таких случаях лучше работать с изображением как с растровым.

Какой тип графики выбрать

В целом векторную графику выбирают, когда нужна масштабируемость, чёткость и гибкость, а растровую — когда важна фотореалистичность или сложные цветовые переходы. Но на практике выбор зависит от задачи графического дизайнера.

Например, если нужно создать логотип, фирменную графику или иконки, которые должны масштабироваться, адаптироваться под разные носители и легко редактироваться, лучше использовать векторную графику. В векторе можно легко внести правки: потянуть за опорные точки, изменить форму, цвет, структуру — и всё это без потери качества.

Если же нужна работа с фотографиями или сложными реалистичными изображениями, то тут альтернативы нет — они по определению растровые. Камера фиксирует картинку как набор пикселей, и векторизация тут либо невозможна, либо бессмысленна.

Полный гайд по растровой и векторной графике

Часто дизайнеры используют оба вида графики: например, на сайте apple.com радуга, руки с телефоном и коробкой — в растровом формате, а лого, тексты и кнопки — в векторном

Популярные программы для работы с графикой

Выбор программы для работы с векторной и растровой компьютерной графикой зависит от типа изображения и задачи.

Полный гайд по растровой и векторной графике

Большинство графических дизайнеров работают в нескольких программах, потому что имеют дело с разными типами графикиАлевтина Гринмирис
При создании макетов, которые в дальнейшем будут резаться на плоттерах, лазерах и станках с ЧПУ, важно задавать строго векторный контур. Например, если дизайнер нарисовал стикеры в растровой графике в Photoshop или Procreate, а потом их нужно вырезать на станке, необходимо создать векторный контур отдельно в Illustrator или CorelDRAW. Станки «не понимают» растровых линий — им нужен чёткий вектор для построения траектории реза.

Совет эксперта

Алевтина Гринмирис

Понимание различий между растровой и векторной графикой — это основа грамотной подготовки изображений. Оно позволяет графическому дизайнеру не отправлять размытый логотип в печать, не ставить в презентацию тяжёлую картинку, где можно было обойтись SVG, и не требовать «вектор в 300 dpi», потому что такого понятия просто нет.

Новичкам в графическом дизайне важно обращать обращайте внимание на разрешение изображения — это базовая, но очень важная вещь. Для печати необходимо использовать графику с высоким разрешением — 300 dpi. Иначе итоговая печатная продукция получится размытой, с видимыми пикселями. Для цифровой среды, например для сайтов, достаточно разрешения 72 dpi. Искусственно увеличивать его не нужно — это только замедлит загрузку страниц и не даст визуального выигрыша.

Похожие публикации