Содержание
Рассказываем, почему Blender популярен среди 3D-дизайнеров, какие преимущества есть у программы и как ей пользоваться.
Почему Blender популярен для 3D-моделирования
Blender — это бесплатное программное обеспечение для создания трёхмерной графики и анимации. Им пользуются новички и опытные специалисты в 3D-дизайне. Расскажем о возможностях и преимуществах Blender.
Моделирование объектов | ● Полигональное моделирование — создание 3D-моделей с помощью многоугольников.
● NURBS-моделирование — точное формирование гладких органических форм с помощью сплайнов. ● Sculpting — цифровое скульптурирование для детальной проработки сложных форм и текстур |
---|---|
Имитация физических процессов | ● Жидкости, дым, огонь.
● Травяные покрытия, снег, взрывы, фейерверк. |
Анимация | ● Риггинг — управление положением конечностей и деформациями объектов.
● Прямая и обратная кинематика — передача правильной анатомической структуры движения. ● Морфинг — плавные трансформации форм объектов. ● Ключевая анимация — создание промежуточных этапов движения. |
Текстурирование и рендеринг | ● UV-развёртка — технология наложения текстур на поверхности объектов.
● Фотореалистичный рендер Cycles — быстрая и точная визуализация сцены с физическим светом и оттенками. |
Создавать трёхмерную графику учат на курсе «3D-дизайнер». За девять месяцев студенты научатся создавать графику для кино, рекламы, мультфильмов и клипов. После курса выпускники получат восемь проектов для портфолио и диплом о профессиональной переподготовке.
Получите профессию 3D‑дизайнера за 9 месяцев
Освоите Blender, Substance 3D Painter, Photoshop и другие инструменты. Сможете прокачать софтскилы и выполните 8+ разноплановых проектов.Начать учиться бесплатно
Базовые техники 3D-моделирования в Blender
- Полигональное моделирование — это метод создания трёхмерных моделей объектов. Они создаются с помощью полигональных сеток — многоугольников. Ещё их называют полигонами. Начинать полигональное моделирование рекомендуется с простых фигур: сферы, куба или цилиндра. Затем фигуру растягивают, сжимают, вырезают лишние фрагменты и дополняют новыми.
Пример полигональной сетки в blender. Источник
- NURBS-моделирование — применение специальных кривых (сплайнов). Они похожи на резинку, натянутую между несколькими точками. Меняя расположение точек, художник управляет формой сплайна. Графически плавные линии позволяют точно передавать округлые и мягкие поверхности. Такой метод подходит для органических форм: автомобилей, судов и зданий.
NURBS-моделирование в blender. Источник
- Скульптурное моделирование — модель обрабатывается виртуальным ножом или кистью. Метод эффективен для создания живых существ, лиц и мягких органических форм.
Скульптурное моделирование в blender. Источник
- Процедурное моделирование — метод построен на алгоритмах и правилах. Например, чтобы смоделировать дом, нужно ввести размеры окон, дверей и этажей. Программа соберёт здание согласно параметрам. Метод полезен при создании большого числа однотипных объектов — например, леса, домов, людей, птиц.
Выбор метода зависит от поставленной задачи. Полигональное моделирование универсально и подходит для большинства случаев. NURBS выбирают для создания плавных и естественных форм. Скульптурное моделирование применяется в художественном творчестве. Процедурный метод полезен при массовом моделировании однотипных объектов.
Основные принципы 3D-моделирования в Blender
В 3D-моделировании в Blender можно выделить деструктивный и процедурный подходы. При деструктивном подходе модель формируется благодаря изменению её геометрии. Каждое новое действие изменяет изначальные данные. К примеру, при вытягивании грани или изменении положения вершины структура полигона сразу обновляется.
При процедурном подходе происходит автоматическая генерация геометрии с использованием скриптов, формул и правил. Основная идея заключается в том, что художник лишь задаёт параметры, а компьютер самостоятельно рассчитывает модель. Например, можно смоделировать генератор ландшафта или дерево на основе набора инструкций.
Для примера мы рассмотрим процедурный подход. Добавьте модификаторы — серию операций, которые могут быть применены поверх геометрии объектов. С помощью них все действия будут автоматизированы. Для этого нажмите на верхней панели Geometry Nodes.
Рабочая область Geometry Nodes в Blender
При запуске программы на сцене по дефолту размещён куб. Увеличим количество полигонов куба с помощью модификатора Subdivision Surface. Для этого нажмите Object Mode → Object → Modifiers → Generate → Subdivision Surface. Вот так будет выглядеть куб после применения модификатора Subdivision Surface:
Результат работы модификатора Subdivision Surface в Blender
Иногда после применения Subdivision Surface объект исчезает со сцены. В таком случае зайдите в Edit → Preferences → Viewport → Subdivision и снимите галочку. После этого повторите действия с Subdivision Surface.
Теперь продублируем куб. Для этого нажмите Object Mode → Object → Modifiers → Generate → Array. После этого на сцене появится ещё один куб. Можно добавить сразу несколько объектов. Нажмите в правой панели на гаечный ключ и в пункте Count укажите нужное количество. Допустим, нужно восемь штук.
Размножение объектов с помощью модификатора в Blender
Советы для начинающих
Вот несколько советов для начинающих 3D-дизайнеров по работе с Blender.
- Начинайте с простых вещей. Сначала попробуйте создать простые предметы: кубик, шар, чайник. Постройте общую форму, а потом займитесь деталями. Это поможет осваивать Blender постепенно — от простого к сложному.
- Используйте горячие клавиши. Они помогут ускорить работу в программе. В blender более 1000 сочетаний клавиш. Например, можно быстро вызывать меню или поворачивать объект.
- Изучите модификаторы. Например, Subdivision Surface подходит для сглаживания модели и размножения полигонов, Mirror — для симметричного построения, Solidify — для добавления толщины стенам.
- Собирайте референсы. Держите рядом фотографии или рисунки объектов, которые нужно воссоздать. Это поможет точнее воспроизвести пропорции и детали.
Помимо этого, не забывайте следить за чистотой сетки. Проверяйте наличие двойных вершин и неправильно направленных нормалей. Это предотвратит проблемы при анимировании и последующей обработке.