Содержание
Разбираемся в тонкостях понятия «стиль» и приводим примеры разных стилей графического дизайна.
Стиль или стилизация?
Дизайн — современное понятие в истории искусства. Дизайн опирается на то, что уже существует, поэтому попытка выделить отдельные стили графического дизайна по сути есть дублирование стилей в искусстве, их перенос с плоскости музейных холстов на более утилитарные носители. Спорный вопрос, насколько корректно говорить, например, о существовании такого стиля графического дизайна, как ар-нуво. Это стиль, который выделяют в истории искусства и который существует сам по себе в архитектуре, полиграфии, изобразительном искусстве и рекламе.
Дизайн как таковой существует не так давно, и огромная его часть — заимствования из других сфер искусства. Стиль в данном контексте — уподобление искусству или эпохе. Говоря о стилях в графическом дизайне, корректнее воспринимать их как набор определённых повторяющихся приёмов и элементов.
Алевтина Гринмирис, ревьюер на курсах по дизайну в Яндекс Практикуме, графический дизайнер
Попытки выделить стили в графическом дизайне часто напоминают попытку вписать дизайн в рамки. Но главная цель дизайнера — не вписаться в определённый стиль, который нравится заказчику, а решить задачу наилучшим образом. Дизайнер должен отталкиваться от аудитории, от того, какое впечатление необходимо произвести, какие эмоции вызывать.
Если заказчик просит сделать сайт магазина товаров для пенсионеров в стиле Мемфис, дизайнер должен понимать, что такой стиль вряд ли понравится целевой аудитории, а значит, не сможет решить бизнес-задачу. В идеальном мире дизайнер выбирает стиль исходя из того, насколько хорошо он решает поставленную задачу. Большинство рассчитанных на массовую аудиторию сайтов нейтральны и не имеют какого-то одного ярко выраженного стиля — его могут иметь узконаправленные сайты. Стилизация — это индивидуальный запрос, рассчитанный на довольно небольшую долю аудитории.
Стиль — это всегда некая устоявшаяся общность образной системы, средств и приёмов художественной выразительности. В отличие от стиля, стилизация — это повторение основных приёмов, но не детальное соблюдение всех канонов определённого стиля. Есть универсальные правила композиции, колористики и типографики, которые нужно соблюдать, чтобы макеты воспринимались гармонично. Элементы разных стилей могут пересекаться в дизайне, но в чистом виде определённый стиль воспринимается скорее как высказывание, чем как что-то универсальное.
Научиться работать в разных стилях можно на курсе «Графический дизайнер». Студенты учатся искать и определять хорошие идеи, применяют их и получают обратную связь от практикующих дизайнеров. Помимо учебных проектов можно выполнить настоящий заказ и положить реальный кейс в портфолио.
Освойте профессию графического дизайнера за 9 месяцев
Сделаете 8 проектов для портфолио, освоите Adobe Illustrator и Figma, научитесь делать простые анимации и сможете брать заказы сразу после курса.Начать учиться бесплатно
1. Швейцарский стиль
Построен на строгой геометрии, довольно сложен в работе, особенно для начинающих дизайнеров. Большую роль играет пространство, воздух и умение грамотно ими пользоваться. Именно оно отличает профессионального дизайнера от новичка, который стремится полностью заполнить негативное пространство элементами и в итоге вместо сдержанного швейцарского стиля получает разнородную путаницу.
Источник
Швейцарский стиль чаще всего используют в форматах классического прямоугольника: для плакатов, постеров и афиш. Источник
2. Минимализм
Многие начинающие дизайнеры думают, что минимализм не требует развитых навыков и умений работать с кистью, иллюстрацией или фотографией. Но если просто скомпоновать несколько графических элементов, стилизация под минимализм не получится. Должна быть выверена каждая композиционная и типографическая деталь, мельчайшие оттенки, каждый элемент должен стоять на своём месте.
Первое, что видит пользователь на сайте фотографа Сиддхарта Бела, — ночное звёздное небо, за которым открывается мир потрясающих фотографий. Источник
Если оставить только самое нужное, получится минималистичный дизайн. Источник
Ограничений по цвету в минимализме нет: можно использовать один цвет плюс акцентный, несколько контрастных или аналоговых цветов в зависимости от макета и задачи. То же самое со шрифтом и фигурами: нет строгого указания на использование только определённой формы.
Алевтина Гринмирис
Суть минимализма в балансе: например, есть содержание, которое нужно передать, и набор дизайн-средств, с помощью которых это можно сделать. Количество средств должно быть ровно таким, чтобы послание считывалось, но от него ничего не отвлекало. Приступая к работе, дизайнер постепенно убирает лишнее, пока не останется только необходимое. Например, в палитре используется три цвета. Если убрать один и суть послания изменится, значит, делать этого нельзя. Если ничего не поменяется, то можно удалить из макета третий цвет.
3. Баухаус
В баухаусе важен постулат о том, что форма не должна превалировать над функцией. Это означает максимальную содержательность, лишённую каких-либо украшательств. Базовые цвета стиля баухауса — жёлтый, синий и красный, на их основе составляется цветовой круг и получаются другие оттенки. В основе стиля лежат простые геометрические формы — квадрат, круг, треугольник. С помощью их комбинаций создаётся узнаваемый дизайн.
Презентация студентки Яндекс Практикума Анастасии Лебедевой. Источник
Дизайнеры, которые работают в стиле баухаус, скорее создают собственную стилизацию под изначальный вариант стиля. Смыслы и формы, которые закладывались в основу баухауса, предстают в виде современных авторских интерпретаций. Часто масса геометрических форм и цветовых пятен на макете выглядит как украшательство, которого подлинный баухаус стремился избежать.
4. Мемфис
Можно отнести к ретро: в его основе лежит эстетика 1980-х годов. Мемфис — довольно узнаваемый стиль за счёт хорошо сочетающихся цветов. В качестве основы графики в Мемфисе используют простые геометрические фигуры: круги, треугольники, полоски. Их сочетания могут компоноваться без определённой системы и образовывать небольшие узоры, например из волн или из кругов. Это может быть паттерн из геометрических фигур или просто отдельные элементы, разбросанные по макету. Шрифты — без засечек, часто с большой жирностью, малоконтрастные. Мемфис хорошо выглядит как основа для фирменного стиля, подходит для упаковки, полиграфии и дизайна сайтов.
Стиль ощущается как что-то весёлое, позитивное, радостное. Источник
5. Гранж
Корни стиля уходят в философию дадаизма, в основе которой — стремление сломать старое и создать из осколков что-то новое. Часто оно рождается в формате коллажа, собранного из разных частей. Для гранжа характерны рукописные шрифты, контрастные цвета, чёрно-белые изображения и яркая типографика. Стилистику гранжа можно обозначить как имитацию подросткового бунта.
Сфера применения гранжа — нечто молодёжное, дерзкое, бунтующее или музыкальное, например, обложки альбомов и постеры. Источник
Часто гранж используют в SMM-дизайне и социальных сетях. Это могут быть отдельные рекламные кампании, интеграции или коллаборации, когда гранж активно вписывают, чтобы на короткое время привлечь точечную аудиторию под конкретную акцию.
6. Флэт-дизайн
Стиль пришёл в графический дизайн из интерфейсов, сейчас чаще используется в иллюстрации. Флэт-дизайн не предполагает использования градиентов, его характерные черты — сплошные заливки и минимум объёма. Флэт-иллюстрации могут иметь тени, но не естественно растушёванные, а чётко очерченные. Ещё флэт-дизайн используют в иконках и фоновой графике, особенно он популярен в корпоративной среде — например, почти все иллюстрации в Практикуме выполнены в этом стиле.
Отсутствие объёмных элементов — характерная черта плоского дизайна. Источник
7. Брутализм
Название стиля происходит от французского béton brut — необработанный бетон. Это что-то грубоватое, крупное, со словно неотёсанной фактурой. Этот стиль можно назвать вышедшей из конструктивизма и авангарда эстетикой панелек, перенесённой в виртуальный мир. По сути, брутализм — это отражение этих архитектурных стилей в графическом дизайне, воплощённое в смешении минимализма, гранжа и швейцарского стиля.
Брутализм — это всегда нечто вызывающее. Источник
Основная цветовая гамма брутализма — черно-белая, но могут использоваться и акцентные цвета. Брутализм часто использует нестандартные шрифты, крупную типографику и изображения, ломаную сетку. Композиция тоже нетипичная: либо асимметричная, либо, наоборот, нарочито симметричная. Чаще всего брутализм применяют в портфолио, лендингах, сайтах мероприятий, в ивент-сфере. Стилизации под определённую аудиторию могут использоваться в образовательной сфере, продаже авто и недвижимости, интернет-магазинах.
Алевтина Гринмирис
До недавнего времени многие дизайн-студии и дизайнеры создавали себе сайты и портфолио в стиле брутализма. Теперь он понемногу уходит со сцены. Дизайн в стиле брутализма — показатель того, что компания или дизайнер следят за трендами и хотят быть на одной волне с заказчиками. Но важно понимать, что это быстротечные тренды и, например, руководитель рекламного отдела крупной компании предпочитает смотреть на вещи глобально и ориентироваться на широкую аудиторию. То есть он будет настаивать на использовании более классического дизайна, понятного и близкого широкому кругу людей. Стилизация всегда сильно сужает нишу и отсекает часть потенциальной аудитории.
8. Исторические стили
Это ретро, винтаж, а также стили других определённых временных эпох. Ретро ориентируется на стилистику второй половины XX века. Для него характерны приглушённые цвета, ретро-фото, картинки в стиле 60–80-х годов. Винтаж — это стилизация под довоенную эпоху: это может быть как начало XX века, так и викторианская эпоха: что-то с завиточками и вензельками. Девяностые-двухтысячные годы иногда выделяют как отдельный стиль, но, по сути, это тоже ретро, просто разные десятилетия.
Ощущение путешествия в начало XX века создают акварельные иллюстрации в винтажном стиле и приглушённые цвета. Источник
9. Готика
У готического стиля тоже есть исторический налёт, он предаёт атмосферу средневековых узких, мрачных улочек, заканчивающихся громадой острых шпилей темных соборов. Для этого стиля характерны готические шрифты, контрастные антиквы или, наоборот, рукописные шрифты. Иллюстрации могут быть в гравюрном стиле или напоминать стилизованные фотографии. Общее ощущение стиля — что-то несовременное и тёмное. Можно отдельно выделять готический минимализм или готический сюрреализм. Готический стиль часто применяют в плакатах и постерах, обложках музыкальных групп.
Иногда готику можно увидеть в логотипах и визитках. Источник
10. Абстракционизм
Абстракционизм как художественный стиль больше проявляется в живописи. Графические элементы могут располагаться беспорядочно, но таким образом, что общее визуальное пятно складывается в гармоничную композицию. Для абстракционизма характерны цветовая экспрессия и использование геометрических форм: треугольников, квадратов, прямых линий и волн. Шрифты тоже геометрические или декоративные: как и другие элементы, они создают определённое настроение.
В ярком постере в стиле абстракционизма каждый зритель найдёт свой смысл. Источник
11. Авангард
Авангард, как и абстракционизм, — признанный в истории искусства стиль и культурное явление. В отличие от абстракционизма, авангард более глобален и затрагивает живопись, архитектуру, плакатную графику, книги, графический дизайн и другие сферы.
В авангарде есть порядок, всё подчинено логике. Например, если разные элементы разбросаны на макете, то все они имеют определённые углы наклона и сгруппированы исходя из некой внутренней логики. Для авангарда характерны асимметричная или нестандартная композиция, монохромные или контрастные сочетания цветов, в том числе с яркими акцентами, геометрические или абстрактные элементы.
Эскиз рекламной вывески 1923 года, художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский. Источник
Алевтина Гринмирис
Если мы видим на рекламном баннере абстрактную композицию из разных элементов, она будет восприниматься как нечто современное, задорное, нестандартное, выходящее за рамки. В стиле авангарда же это будет что-то геометрическое, призывное, серьезное. Ощущение от взгляда на этот баннер будет совсем другое, чем от баннера в стиле абстракционизма.
12. Скандинавский стиль
Обычно его выделяют в дизайне интерьеров, в графическом дизайне он трансформируется во что-то нейтральное, подходящее широким массам. Для скандинавского стиля характерна простота и линейная графика, как в икеевских инструкциях по сборке мебели. Стиль задают отдельные элементы — нейтральные цвета, простые формы, лаконичные линии, сдержанный стиль изображений. Шрифты тоже нейтральные — без засечек, максимально читаемые и хорошо воспринимаемые, без рукописных элементов.
Скандинавский стиль используют в дизайне сайтов, при разработке логотипов и брендинга, в типографике и иллюстрациях.
Логотип с деревом в скандинавском стиле для производителя мебели: много свободного пространства и хорошо читаемый шрифт группы Sans Serif. Источник
Совет эксперта
Алевтина Гринмирис
Если дизайнер умеет работать в разных стилях, но специализируется в одном, он выгодно работает на своё портфолио. Если нравится какой-то определённый стиль, стоит искать проекты, для которых он будет актуален, а не стремиться использовать его везде, даже если он не подходит. Дизайнер должен не ограничиваться рамками одного стиля, а придумывать, как лучше решить задачу. На стыке разных стилей рождается индивидуальный дизайн.