Содержание
Проблемы пассажиров городских и пригородных автобусов если и волнуют градоначальников, то решать их методами дизайна они не торопятся. А зря, у дизайнеров по всему миру есть свежие идеи, интересные исследования и более-менее жизнеспособные прототипы.
Боевой слон с деревянной башней на спине. Миниатюра из бестиария, Англия, 2-я четверть XIII в.
В отличие от прошлой подборки, нам не удалось найти и пяти примеров реализованных дизайн-проектов для общественного транспорта. Но мы не унываем. С интересом изучаем учебные кейсы и промопроекты студий из разных точек планеты и сравниваем их наработки с тем, что наблюдаем сами каждый день по пути на работу.
Кейс 1. Первый раз в чужом городе
- Студия: BraveGeeks, Йошкар-Ола, Россия.
- Область исследования: Дубай, ОАЭ.
- Кейс: Перепроектирование приложения общественного транспорта для большого туристического города.
Хороший дизайнер сам находит себе задачи. Так и в этом кейсе. Один из сотрудников студии провел в Дубае отпуск, и среди вещей, которые его впечатлили, оказалась система общественного транспорта RTA, которая включала метро, автобусы, трамваи и даже водный транспорт. Несмотря на развитую транспортную сеть, официальное мобильное приложение оказалось устаревшим и неудобным. Спойлер: это общемировая проблема.
В кейсе конкретизируется проблема туриста. В каждой стране и даже городе — свои правила. Некоторые понятные и более-менее предсказуемые, а некоторые весьма нетипичны. Например, в дубайском метро мужчины и женщины путешествуют в разных вагонах, а также есть вагоны Золотого класса для более состоятельных пассажиров.
Команда учебного проекта первым делом выделила две основные целевые группы: туристы и местные жители. Часть сценариев специфична для группы, часть — общая.
Карта сценариев для туристов и местных жителей
Любопытно, что ключевой проблемой для обеих групп дизайнеры посчитали оплату проезда специальной картой Nol. Туристам было сложно разобраться в системе оплаты (что это вообще за карта?), а местные жители испытывали неудобства, например когда баланс карты внезапно заканчивался и надо было срочно его пополнить.
В кейсе также дан хороший пример использования существующей цифровой инфраструктуры. Так, например, для планирования поездок и прокладывания маршрута авторы предлагают использовать возможности карты Google, внешний вид которой почти наверняка знаком любому владельцу смартфона.
Примеры пользовательского интерфейса приложения
Примеры пользовательского интерфейса приложения + возможность использования Google Maps
Кейс 2. Маятниковая миграция
- Дизайнер: Лайла Губран, Оттава, Канада.
- Область исследования: Оттава, Канада.
- Кейс: Транспорт Оттавы.
Не в обиду авторам предыдущего кейса, нам милее идея улучшать (хотя бы и в рамках учебного проекта) ту часть мира, в которой мы живем. Столкнувшись лицом к лицу с типовыми проблемами оттавского городского транспорта — сложное для понимания расписание, переполненные и опаздывающие автобусы, недостаток функциональности официальных сайтов и приложений, — Лайла не стала ограничиваться собственным опытом, а провела исследование, о котором и рассказывает в кейсе. Фокус был сделан на «комьюттерах», пассажирах, которые пользуются транспортом каждый день, чтобы добираться из пригорода на работу в центре и обратно.
Устройство автобусной сети Оттавы таково, что общая стратегия для многих пассажиров заключается в том, чтобы сначала сесть на любой автобус, который идет до центра города, и только потом найти оттуда конкретный автобус до места назначения.
И несмотря на это ни одно из приложений, показывающих городской транспорт в режиме реального времени на карте, не дает возможности поиска альтернативных автобусов по пункту назначения. Видимо, разработчики предполагают, что пассажиры знают либо название автобусной остановки, либо номер автобуса. Эту информацию можно найти только с помощью карт или веб-планировщика.
Customer Jorney Map
Среди других проблем такие.
- Официальное распечатанное расписание не отражает частые задержки и изменения. Автобусы также часто прибывают раньше запланированного срока.
- На крупных станциях есть несколько автобусных остановок (например, 1A, 2A), которые указаны как отдельные остановки во всех приложениях, что затрудняет поиск нужного автобуса.
Этап прототипирования будущего приложения
Из этих проблем вырастают и решения, предложенные Лейлой в кейсе.
Примеры пользовательского интерфейса готового приложения
Кейс 3. Сделать нормально
- Дизайнер: Рис Уоллес, Нант, Франция.
- Область исследования: Нант, Франция.
- Кейс: Приложение для городского транспорта.
Еще один учебный кейс, автор которого сфокусировался на локальной проблеме города, в котором он живет. Стоит отметить, что решение локальных проблем местными же жителями — это правильный, на наш взгляд, проект. Дизайн-практики может освоить любой, а вот местную специфику лучше всего видят местные жители.
В кейсе интересно, что его выполнил, строго говоря, не дизайнер, а бренд-стратег и маркетолог. То есть название роли не так важно, как используемые практики.
Проблемы существующего приложения настолько очевидны и серьезны, что пользовательскую аналитику можно проводить не через наблюдение или интервью, а в кабинетном режиме — изучая отзывы в AppStore и Google Play.
Отзывы в AppStore и Google Play
Хотя сам кейс более чем стандартный, интересно взглянуть на то, как автор предлагает изменить навигацию по приложению. Вместо как бы логичной древовидной структуры он предлагает более сложную схему со сквозными переходами между ветками деревьев. Как на транспортной карте есть пересадочные узлы, так и в пользовательских маршрутах по приложению есть точки пересадок.
Кейс 4. Оцифровка пластикового проездного
- Студия: STX Next, Польша.
- Область исследования: Позань, Польша.
- Кейс: Транспортный проездной становится мобильным.
В кейсе четко обозначена проблема. Дело не в плохих интерфейсах как таковых. Проблема в том, что государственный сектор обычно отстает от технологических тенденций. И решения, которые хорошо работали несколько лет назад, в отличие от хорошего вина, с годами становятся хуже, а не лучше.
Дизайнеры выбрали для переделки транспортную систему города Познань PEKA, мотивируя это тем, что штаб-квартира студии находится в этом же городе и команде хотелось сделать что-то важное и полезное для местного сообщества.
В процессе исследования у команды начала формироваться центральная идея приложения — создание мобильной версии проездного PEKA. Недостатки пластикового проездного очевидны, и оцифровка явно улучшит пассажирский опыт.
Примеры пользовательских интерфейсов приложения
Самым важным в этом кейсе мы считаем этап тестирования. Тестирование, про которое все говорят, обычно чудесным образом исчезает из плана реального проекта, но не в этом случае. Дизайнеры провели настоящее полевое партизанское тестирование, выйдя из офиса на улицу и дойдя до ближайшей остановки.
Этап составления CJM командой проекта
Случайные пассажиры, к которым подходили дизайнеры с просьбой оценить прототип и дать обратную связь, воспринимали с энтузиазмом и наработки дизайнеров, и возможность поучаствовать в улучшении транспортной системы города.
Кейс 5. Сила тестирования
- Дизайнер: Габриэлла Бауэр, США.
- Область исследования: Средний запад США.
- Кейс: [Дизайн транспортного приложения}(https://www.bauerux.com/case-study-designing-a-transit-app).
Семь разных остановок для семи разных автобусов, каждый из которых прибывает в одну и ту же точку в Вашингтоне. Конечно, пассажиры хотят знать, в какое время на какую остановку подъедет автобус и успеют ли они до нее дойти. Это один из примеров того, что транспортные задачи бывают по-настоящему сложными.
Пользовательский интерфейс приложения
Кейс хоть и учебный, но работа проделана отличная. Например, дизайнер не заметает под ковер наличие мощного конкурента. Карты Google используют 85% тех, кто вообще использует хоть какое-то приложение. И это косвенно подтверждает плачевную ситуацию с официальными приложениями.
А самое важное в этом кейсе — пользовательское тестирование прототипов, в котором только 40% респондентов смогли решить поставленные задачи и пройти по сценариям. Габриэлла зашла на второй круг и исправила ошибки. И нет, это не столько недостатки дизайна, сколько качественно проведенное тестирование. В реальности никогда не удается сделать хорошо с первого раза.
Процесс пользовательского тестирования
Кейс 6. Повышение экологичности
- Дизайнер: Мафальда Са, Португалия.
- Область исследования: Мюнхен, Германия.
- Кейс: Эко-поездки в Мюнхене.
Мюнхенские автолюбители не спешат пересаживаться на более экологичный транспорт — электрический или общественный. Их аргументы понятны: они не готовы терять гибкость, хотят быстро добираться в труднодоступные на общественном транспорте места. А стоимость электрокаров пока слишком высока.
В кейсе используется методика вопросов «как мы можем…». Как мы можем сделать общественный транспорт более привлекательным для ежедневных поездок? Как мы можем ограничить автомобили на дороге в центрах городов? Как мы можем сделать аренду машины очень дешевой?
Пользовательский интерфейс приложения
Пользовательский интерфейс приложения
Результирующее решение — мобильное приложение, которое при прокладывании маршрута предлагает пользователю оставить автомобиль на стоянке и пересесть на электровелосипед, самокат, арендный электромобиль или общественный транспорт. Для каждого варианта маршрута указывается время в пути и стоимость. Например, приложение предложит оставить машину на парковке и взять в аренду самокат, потому что это будет дешевле и не сильно дольше по времени.
Скетчи приложения
Кейс 7. Сервисный дизайн
- Студия: Deloitte Digital, Австралия.
- Кейс: Редизайн будущего общественного транспорта.
Строго говоря, задачи, связанные с цифровым дополнением офлайнового поведения, это не чистый UX, а сервисный дизайн. В кейсе дан пример большого исследования. Выдержки не приводим, потому что автор подробно описал процесс работы, но практически не поделился инсайтами, относящимися непосредственно к вопросу исследования.
Экспертное мнение
Выводы из нашего экспресс-анализа неутешительные. Пассажиры по всему миру сталкиваются со знакомыми до боли проблемами: переполненные автобусы, опоздания, сложная транспортная сеть и нежелание пересаживаться с автомобиля на автобус, который если и не опоздает, так не факт, что остановится для посадки.
Государственные организации, в чьих силах разработать по-настоящему удобные цифровые инструменты, не торопятся это делать. Google (и в России Яндекс) лишь частично решают проблемы пассажиров, ограничиваясь типовыми кейсами.
Дизайнеры на местах горят желанием принести пользу локальному сообществу. И, пожалуй, могут это сделать, так как лучше корпораций знают реальные проблемы и оперируют редкими локальными пользовательскими ситуациями.
Перспективы реальных проектов туманны. А вот для учебных целей дизайн для пассажирских перевозок — богатая тема. Все настолько плохо, что не так уж и сложно даже для новичка предложить принципиальные улучшения. Увы, пока только в виде прототипа.