Как оценивать свою работу: критерии и методики

от admin

48% россиян, опрошенных аналитиками портала SuperJob, рассказали, что работа позволяет им развиваться. Респонденты заинтересованы в получении нового опыта и изучении инструментов и технологий, влияющих на их эффективность.

Чтобы наметить зоны роста, полезно провести оценку имеющихся навыков и своего профессионального уровня. Обычно для этого обращаются за помощью к коллегам или проводят самодиагностику.

Вместе с карьерным консультантом Екатериной Лихотиной рассказываем, зачем анализировать результаты проделанной работы, в чём могут быть сложности и как беспристрастно оценить свой опыт и достижения.48% россиян, опрошенных аналитиками портала SuperJob, рассказали, что работа позволяет им развиваться. Респонденты заинтересованы в получении нового опыта и изучении инструментов и технологий, влияющих на их эффективность.

Чтобы наметить зоны роста, полезно провести оценку имеющихся навыков и своего профессионального уровня. Обычно для этого обращаются за помощью к коллегам или проводят самодиагностику.

Вместе с карьерным консультантом Екатериной Лихотиной рассказываем, зачем анализировать результаты проделанной работы, в чём могут быть сложности и как беспристрастно оценить свой опыт и достижения.

  • За консультацию при подготовке статьи также благодарим Катерину Бычкову — психоаналитического и поведенческого психолога, коуча.

Зачем оценивать свою работу

Оценка проделанной работы хорошо влияет на внутреннюю мотивацию. Проанализировав запущенные проекты, можно почувствовать себя увереннее, отметить персональный рост, усилить портфолио и выйти на новый уровень дохода.

А ещё такой анализ показывает, какие навыки нужно развить, чтобы расти в профессии. Возможно, для этого понадобится пройти курсы или стажировку, выполнить несколько тестовых заданий, добавить в портфолио новые проекты.

Регулярный анализ результатов работы и мониторинг вакансий позволит объективно оценивать уровень возможного дохода. Владея навыками, которые высоко ценятся на рынке, можно претендовать на более высокий гонорар или зарплату. Быть готовым оценивать свою работу и стремиться получать обратную связь от клиентов, команды, руководства важно, потому что позволяет сформировать средневзвешенное понимание полезности того, что мы делаем. При этом необходимо разделять результаты своей работы и себя: «Я — это не то, как классно я закрыл проект / какой продукт я создал».

Чрезмерная зависимость от результатов своего труда и невозможность воспринимать критику могут привести к тому, что работа станет борьбой не за пользу, а за своё эго. В таких случаях часто появляется деятельность ради деятельности, чтобы кого-то впечатлить, а не создать ценность. Или очень много сил, которые могли быть направлены на создание пользы от своего труда, расходуются на поддержание самооценки. К тому же работа исключительно на эго усиливает синдром самозванца: «Я ничего не делаю, а меня хвалят».

Вопрос «Я и то, что я создаю, — это одно и то же? Я продаю себя или свою услугу?» вечен. Поэтому важно следить за тем, работает ли и насколько полезно то, что делаешь. Если измерять результат тем, ценна ли работа с точки зрения пользы, а не эго, то удаётся по-настоящему ценить свой труд, чувствовать себя уверенно и спокойно презентовать себя на встречах. Прийти к этому непросто, но стоит того, потому что даёт много свободы и спокойствия.

  • Катерина Бычкова

    Психолог

Быть готовым оценивать свою работу и стремиться получать обратную связь от клиентов, команды, руководства важно, потому что позволяет сформировать средневзвешенное понимание полезности того, что мы делаем. При этом необходимо разделять результаты своей работы и себя: «Я — это не то, как классно я закрыл проект / какой продукт я создал».

Чрезмерная зависимость от результатов своего труда и невозможность воспринимать критику могут привести к тому, что работа станет борьбой не за пользу, а за своё эго. В таких случаях часто появляется деятельность ради деятельности, чтобы кого-то впечатлить, а не создать ценность. Или очень много сил, которые могли быть направлены на создание пользы от своего труда, расходуются на поддержание самооценки. К тому же работа исключительно на эго усиливает синдром самозванца: «Я ничего не делаю, а меня хвалят».

Вопрос «Я и то, что я создаю, — это одно и то же? Я продаю себя или свою услугу?» вечен. Поэтому важно следить за тем, работает ли и насколько полезно то, что делаешь. Если измерять результат тем, ценна ли работа с точки зрения пользы, а не эго, то удаётся по-настоящему ценить свой труд, чувствовать себя уверенно и спокойно презентовать себя на встречах. Прийти к этому непросто, но стоит того, потому что даёт много свободы и спокойствия.

  • Катерина Бычкова

    Психолог

Почему может быть сложно оценить результат своей работы

Люди учатся оценивать себя с раннего детства, ориентируясь на обратную связь от родственников, учителей и тренеров. Одни стремятся к идеалу и корят себя за малейшую ошибку. Вторые прикладывают все усилия, чтобы качественно выполнить работу, но отличный результат объясняют удачным стечением обстоятельств. Третьи, наоборот, считают своё решение единственно верным и болезненно воспринимают критику.

Во всех описанных ситуациях ярко проявляются сформировавшиеся психологические установки. Они не позволяют объективно оценивать результат работы в отрыве от себя и своих личных качеств.

Как оценивать свою работу: критерии и методики

Всё это говорит о нестабильной самооценке. Когда нет крепкой внутренней опоры, человек ищет её во внешнем мире: обстоятельствах, причинах, подкреплениях от других — ему всё время хочется заслужить чужое одобрение. Если себя самого недостаточно, каждый промах воспринимается как катастрофа. Кажется, что это станет поводом для отвержения, например, увольнения, где уже нет шанса исправить ошибку. Мы воспринимаем итог своей работы, исходя из личностных особенностей и полученного ранее опыта. При этом ориентируемся не только на реальность, но и на свои ожидания от результата.

Причинами когнитивных искажений, которые мешают объективно оценивать свою работу, могут быть:

  • Постоянная критика со стороны значимых взрослых в детстве. Классический пример: когда школьная пятёрка воспринимается как «так и должно быть», а тройка — как катастрофа и «ты пойдёшь по наклонной».

  • Фокус на достижениях, когда приложенные старания не учитываются. Ещё один распространённый сюжет: «Молодец, но ты можешь лучше». Когда ребёнка хвалят только за достижения, но игнорируют его усилия, это может сформировать у него перфекционистские наклонности и страх неудачи, что во взрослом возрасте может привести к хронической неудовлетворённости собой и высокому уровню стресса, а значит, повышенной тревожности и неуверенности. Такие люди могут презентовать себя и свою работу немного сомневающимся, даже извиняющимся тоном, или откладывать её выполнение, пока не будет полной уверенности, что она идеальна.

  • Чрезмерная похвала за врождённые качества или достижения, для которых человек не прилагал волевых усилий. Например, красота и миловидность. Если родители и социальная среда поощряли факторы, не требующие усилий, это могло привести к формированию самооценки, основанной на поверхностных аспектах. Ребёнок может начать ощущать давление из-за необходимости соответствовать этим стандартам и чувствовать, что его ценность определяется только внешними характеристиками. Как следствие — повышенная тревожность, страх не соответствовать завышенным ожиданиям общества и сложности с восприятием критики. Вместо того чтобы увидеть, что есть вещи, которые просто нужно улучшить, специалист будет проваливаться в стыд.

Если человек постоянно получает негативную обратную связь, все реализуемые проекты он будет оценивать соответствующе, как будто по привычке. Возможна и обратная ситуация, когда после высокой оценки первого проекта успешность других преувеличивают.

  • Катерина Бычкова

    Психолог

Мы воспринимаем итог своей работы, исходя из личностных особенностей и полученного ранее опыта. При этом ориентируемся не только на реальность, но и на свои ожидания от результата.

Причинами когнитивных искажений, которые мешают объективно оценивать свою работу, могут быть:

  • Постоянная критика со стороны значимых взрослых в детстве. Классический пример: когда школьная пятёрка воспринимается как «так и должно быть», а тройка — как катастрофа и «ты пойдёшь по наклонной».

  • Фокус на достижениях, когда приложенные старания не учитываются. Ещё один распространённый сюжет: «Молодец, но ты можешь лучше». Когда ребёнка хвалят только за достижения, но игнорируют его усилия, это может сформировать у него перфекционистские наклонности и страх неудачи, что во взрослом возрасте может привести к хронической неудовлетворённости собой и высокому уровню стресса, а значит, повышенной тревожности и неуверенности. Такие люди могут презентовать себя и свою работу немного сомневающимся, даже извиняющимся тоном, или откладывать её выполнение, пока не будет полной уверенности, что она идеальна.

  • Чрезмерная похвала за врождённые качества или достижения, для которых человек не прилагал волевых усилий. Например, красота и миловидность. Если родители и социальная среда поощряли факторы, не требующие усилий, это могло привести к формированию самооценки, основанной на поверхностных аспектах. Ребёнок может начать ощущать давление из-за необходимости соответствовать этим стандартам и чувствовать, что его ценность определяется только внешними характеристиками. Как следствие — повышенная тревожность, страх не соответствовать завышенным ожиданиям общества и сложности с восприятием критики. Вместо того чтобы увидеть, что есть вещи, которые просто нужно улучшить, специалист будет проваливаться в стыд.

Если человек постоянно получает негативную обратную связь, все реализуемые проекты он будет оценивать соответствующе, как будто по привычке. Возможна и обратная ситуация, когда после высокой оценки первого проекта успешность других преувеличивают.

  • Катерина Бычкова

    Психолог

Кроме этого, специалисты, особенно начинающие и работающие на себя, часто не знают, как проанализировать результат работы и свой опыт, от чего отталкиваться при оценке. Они могут взять за ориентир более успешных коллег, получающих высокий гонорар или очередное повышение, оставив за скобками разницу в опыте и личные обстоятельства. В этом случае специалист, скорее всего, будет измерять свои достижения по неподходящим лекалам, из-за чего получит необъективный результат.

  • Узнать больше о синдроме самозванца, в том числе о том, как перестать критиковать свою работу и дать себе право на ошибку, можно на бесплатном курсе «Как победить синдром самозванца и построить карьеру». Он включает лекцию психолога и тест на профориентацию.

Какие виды оценки существуют

Субъективная и объективная оценка

Субъективная — это поверхностный взгляд на работу исполнителя, исходя из личных предпочтений заказчика. Например, когда коллега советует внести изменения в интерфейс, аргументируя это словами «мне так кажется», но не подкрепляя своё предложение фактами. В итоге исполнителю приходится угадывать пожелания руководителя или заказчика, что почти всегда обречено на провал.

Объективная — это реальный анализ работы в отрыве от личности исполнителя и руководителя. В этом случае разговор идёт только о конкретных и измеримых результатах с опорой на должностные обязанности и согласованные условия договора: удаётся ли достигать ожидаемых результатов.

При оценке работы и профессионального роста нужно ориентироваться только на объективную оценку. Она показывает, какие компетенции важно усилить. Кроме того, конструктивный диалог позволяет сформировать уважительные деловые отношения, когда обе стороны видят интерес к общему делу.

Обратная связь и самоанализ

Конструктивная обратная связь — ценная составляющая профессионального развития. Дать её могут коллеги, а собрать фидбэк можно с помощью опросника. Другой вариант — обсудить качество работы и карьерные достижения с заказчиком или руководителем. Оттолкнуться можно от должностных инструкций или технического задания.

Оценить достижения можно и самостоятельно. Причём оценивать имеет смысл как отдельный проект, так и накопленный опыт в целом. В этом случае тоже будет полезен список вопросов, на которые нужно честно ответить.

По каким критериям можно оценить свою работу

Ключевые показатели эффективности (KPI)

Главные характеристики KPI — конкретность и измеримость. Это может быть, например, количество написанных постов, закрытых вакансий или совершённых сделок в определённые сроки.

Обычно KPI устанавливает руководитель или заказчик, исходя из целей бизнеса. По сути, это план реализации проекта или развития компании: в нём отражено, что требуется для достижения желаемых результатов от каждого исполнителя.

Обратная связь от руководителя или заказчика

Это взгляд со стороны на проделанную работу. Обратную связь можно собирать в виде отзывов, обсуждать после появления реальных результатов — количества просмотров, лидов, конверсий и так далее.

Разнообразие навыков

Одним из признаков профессионального роста может быть то, что специалист берёт на себя задачи, требующие более развитых навыков и высокой ответственности. При этом для развития компетенций, как правило, необходимо пройти обучение и набраться опыта.

Так, мотивированный стажёр после нескольких месяцев работы может примерить на себя обязанности junior или middle-специалиста: список его задач вырастет, как и их сложность.

Как оценивать свою работу: критерии и методики

Как оценить свою работу

Использовать метод «360 градусов»

В основе метода — опрос коллег и партнёров. Человек просит окружающих, работающих вместе с ним, оценить его профессиональные навыки и качества. На основе этих оценок можно составить представление о своих достижениях и зонах роста.

Основный инструмент метода — опросник. Все вопросы в нём связаны с должностными обязанностями и реальными проектами специалиста, а также его софт-скиллами.

Опросник должен быть небольшим, чтобы на его заполнение ушло не более 5–10 минут. Лучше, чтобы вопросы имели варианты ответов, так респондентам будет проще ответить на них. Оформить опросник можно в Google Forms: это позволит подключить анонимные ответы и собирать результаты автоматически.

Пример вопросов ↓

Как оценивать свою работу: критерии и методики

Обсудить свои результаты с руководителем или заказчиком

Обычно, когда всё складывается хорошо, постановщик задачи воспринимает это как данность. Руководитель или заказчик согласовывает результат и переключается на следующий проект, редко давая развёрнутую обратную связь. Но она полезна для оценки текущего положения дел и определения траектории развития, поэтому имеет смысл её запросить.

В разговоре нужно использовать «Я-сообщения»: не стоит требовать внимания и похвалы, лучше объяснить, почему оценка работы важна для дальнейшего развития и качественных результатов.Если руководителю сложно оценить специалиста, можно обсудить с ним должностные обязанности: какие они, удаётся ли с ними справляться, что нужно подтянуть. Опираясь на конкретные показатели — KPI, человек сможет самостоятельно анализировать свои результаты в будущем.

Грамотно составленные KPI:

  • Прозрачно формируются и понятно, как влияют на общий результат.
  • Соотносятся с реальными возможностями и условиями работы.
  • Соответствуют уровню знаний и навыков специалиста.
  • Связаны с должностными обязанностями исполнителя и его руководителя.
  • Чтобы понимать ожидания постановщика задач, важно заранее уточнить, каким он видит успешный результат работы. Так будет понятна цель проекта и критерии оценки качества.

    Например, можно задать следующие вопросы:

    • Какая главная цель проекта?
    • Что входит в мои обязанности?
    • Какие результаты вы ожидаете от меня? В какой срок?
    • По каким показателям будет оцениваться результат моей работы?
    • Почему именно эти показатели — ключевые?

При этом возможно, что работа исполнителя устроила, но проект так и не запустили: изменились условия или тема перестала быть актуальной. Не стоит принимать это на свой счёт, нужно оценивать только свою часть работы: получилось ли сделать в согласованные сроки то, что требовалось.

Проанализировать отдельные проекты по методу PARLA

Метод PARLA представляет собой ответы на пять вопросов, которые позволяют оценить, насколько хорошо специалист справляется с определёнными задачами. При этом анализировать нужно не опыт в целом, а результаты конкретных проектов.

Вопросы метода PARLA:

  • Problem. Какой была проблема, которую нужно было решить? Каких результатов планировали добиться?
  • Action. Что делали, чтобы решить поставленную задачу?
  • Result. Что получилось в итоге?
  • Learned. Чему удалось научиться в процессе работы? Как изменился исполнитель после окончания проекта?
  • Applied. Как можно применить полученные знания в будущем?

Такой анализ выполненных проектов позволяет отстранённо взглянуть на свои профессиональные компетенции, подсветить сильные стороны, резюмировать полученный опыт. Например, вспомнить, что удалось узнать при реализации поставленной задачи, какие нестандартные решения позволили добиться нужного результата.

Провести самоанализ

Чтобы оценить свою работу беспристрастно, нужно быть честным с собой: не перехваливать, но и не скатываться в чрезмерную критику. Такой анализ требует времени и внимания. Но сама техника простая: нужно составить список вопросов и письменно ответить на них, перечислив реализованные проекты и достигнутые результаты.

Можно использовать следующие вопросы:

  • Над какими проектами я работал?
  • Каких результатов добился?
  • Удалось ли мне выполнить поставленные задачи?
  • Довольны ли заказчики и руководители полученным результатом?
  • Что мне давалось легко, а что тяжело?
  • С чем я не справился?
  • Какие мои сильные стороны?
  • Каких навыков мне не хватает? Что надо подтянуть?
  • Можно ли было выполнить проект иначе, быстрее, лучше?
  • Стали ли проекты, над которыми я работаю, сложнее?
  • Есть ли что-то, что раньше не получалось, а сейчас удаётся?
  • Что ещё я могу предложить руководителю или заказчику?
  • Чем я горжусь?

Если общий анализ даётся тяжело, можно ограничиться конкретным проектом: что нужно было сделать, чего удалось добиться, что можно было сделать лучше, удовлетворён ли заказчик. При этом важно держать фокус на конкретных результатах и фактах и не оценивать себя как личность.Оценивать ситуацию необходимо, опираясь на факты. Нельзя объяснять неудачные результаты личными качествами: успех может зависеть от многих факторов, и не все они зависят от исполнителя. Кроме того, самобичевание вряд ли поможет исправить ошибки и улучшить результаты работы.

Следить за требованиями рынка труда

Регулярно просматривая вакансии на сайтах по поиску работы или в тематических Telegram-каналах, можно понять, какие навыки востребованы на рынке, владение какими рабочими инструментами будет преимуществом.

При этом важно анализировать требования не только на текущую позицию, но и на более высокую: это поможет выстроить вектор развития, понять, какие навыки нужно развивать, чтобы выйти на повышение или увеличить гонорар за свою работу.

Если есть желание сменить профессию, анализ вакансий в новой сфере поможет понять, чему нужно научиться, примеры каких проектов добавить в портфолио.

Например, копирайтер решил попробовать свои силы как UX-редактор. Исследование вакансий показало, что помимо навыков написания и редактирования текстов, он должен уметь собирать прототипы в Figma и проводить UX-исследования. Если он освоит эти инструменты и соберёт несколько проектов для портфолио, его шансы на получение работы или заказа на биржах фриланса увеличатся.

Помимо необходимых для работы знаний и хард-скиллов, важно уделять внимание гибким навыкам. Требования уметь работать в команде, быстро принимать решения в кризисных ситуациях и планировать своё время всё чаще появляются в вакансиях. Этому тоже нужно учиться.

  • За резюме и глубоким анализом результатов оценки можно обратиться к карьерному консультанту. Он помогает:

    • Выбрать сферу деятельности. Для старта в карьере и нового поворота на профессиональном пути.

    • Определить перспективы и векторы профессионального развития. Сформулировать карьерные цели, соотнести их с личными ценностями.

    • Вырасти в задачах, должности и доходе. Добиться повышения заработной платы или набраться смелости для повышения ценника за свою работу.
    • Преодолеть карьерный кризис. Поэтому консультации могут быть особенно полезны тем, кто чувствует, что не может сдвинуться с мёртвой точки.

Что делать, если текущий профессиональный уровень не соответствует требованиям рынка

Если анализ компетенций показывает, что знаний и опыта не хватает, можно целенаправленно их развивать с помощью обучения и практики.

Поработать с ментором

Опытный наставник сможет подсветить сильные стороны и зоны роста, проанализирует частые ошибки, поможет усилить портфолио. Например, предложит выполнить тренировочные проекты, оценит результат и подскажет, как его улучшить.

В зависимости от программы наставник может обучить работе с полезными инструментами, посоветовать книги, бесплатные и платные образовательные курсы, помочь найти клиентов или работу в штате. Читать также:
Коуч, ментор и психолог: кто такие и в чём разница между ними

Пройти обучение

Если имеющихся знаний и компетенций не хватает, есть смысл найти подходящие курсы. Они познакомят с нужной теорией и инструментами. Наработать опыт, применяя полученные знания на практике, можно на учебных проектах, которые проверяют кураторы. Обычно для получения диплома или сертификата о прохождении курса необходимо выполнить минимум один проект, а значит, портфолио пополнится новой работой, которую оценили эксперты.

Если человек работает в штате, он может принять участие в корпоративном обучении. Это полезно для развития как хард-скиллов, так и гибких навыков. Специалист не только лучше понимает свои задачи и осваивает новые инструменты и техники, но и учится работать в команде, понимать свою и чужие зоны ответственности, приоритизировать задачи и так далее. Читать также:
Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде

Следить за индустрией

Вне зависимости от уровня компетенций важно быть в курсе того, что происходит на рынке — знать о новых инструментах, техниках, подходах. Для этого полезно следить за тематическими медиа: журналами, блогами, YouTube- и Telegram-каналами. Обычно их ведут компании или специалисты, готовые поделиться опытом и знаниями.

Эксперты рассказывают о последних новостях в отрасли и интересных кейсах, описывают возникающие в работе проблемы и варианты их решения, а также дают ссылки на полезные статьи и исследования, делятся вакансиями.

Также для связи с коллегами из своей сферы полезно посещать индустриальные мероприятия: вебинары и лекции, конференции, митапы.

Решать тренировочные кейсы

Наработать недостающий опыт можно с помощью решения кейсов. Для тренировки подойдут тестовые задания из вакансий, но можно придумать их самостоятельно. Например, UX-дизайнер может взять реальное приложение и предложить аргументированные варианты, как его улучшить. Разработчик — дополнить сайт или сервис полезной функцией, которой, по его мнению, не хватает. Маркетолог — разработать рекламную кампанию для запуска нового продукта.

Всё это развивает насмотренность и позволяет набить руку. А решённые кейсы пополнят портфолио. Так, даже начинающий специалист сможет показать результаты своей работы, уровень владения нужными инструментами, умение решать рабочие задачи.

Резюмируем

Регулярно оценивать результаты своей работы важно для профессионального развития. При этом объективной оценке могут мешать когнитивные искажения: синдромы самозванца и отличника, перфекционизм.

Чтобы сохранять при оценке объективность, важно оставаться в области объективных данных — фактов и цифр. Качество работы может быть оценено только с учётом реальных показателей, тех, что можно измерить или проанализировать.

Чтобы оценить качество работы, можно обратиться за помощью к коллегам, попросить об обратной связи руководителя или заказчика. А можно попробовать оценить свой профессиональный опыт самостоятельно. Для этого нужно честно ответить на вопросы: что пришлось делать, какие навыки пригодились, чего не хватило, каких результатов удалось достигнуть. Важно уделить внимание не только конкретным достижениям, но и их регулярности: удаётся ли выполнять KPI, достигать поставленные цели, что мешает.

Проверять себя позволяет и анализ вакансий: какие навыки важны для работодателей, какие зарплаты они предлагают. Эта информация подскажет, какие компетенции важно развивать, какой гонорар можно обсуждать с руководителем или заказчиком.

Если анализ результатов оценки показал, что текущего уровня не хватает, можно поработать с ментором, пройти дополнительное обучение или развиваться самостоятельно, читая тематические издания, посещая конференции и выполняя тестовые задания.

Читать:
Что такое фирменный стиль компании, для чего он нужен и как его разработать

Похожие публикации